Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
Язык сайта: Рус  Eng 
UzJobs - Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
         
Компании
1033
Вакансии
18
Резюме
3543
Курсы
0
Учебные заведения
31
 

Публикации

Поиск среди публикаций:    

  Рубрики:   Психология управления | В фокусе - кадры | Советы рекрутера | Мнение экспертов
Отвечаем на вопросы | HR-специалистам на заметку | Женщина и Карьера | Портрет профессии
Рекрутинг в разрезе | Словарь карьериста | Рынок труда и образования
 

Ведать прекрасным…

10.09.2013 16:31:25

Есть определенное количество достаточно редких профессий, о которых люди, как правило, имеют поверхностное представление. Так, многие не знают, чем конкретно занимается искусствовед. Кому-то даже порой кажется, будто эта работа легкая. Постоянно находиться среди прекрасного, в окружении высокодуховных, культурных людей — что может быть приятнее и... проще? Но, ближе познакомившись с данной профессией, понимаешь: у нее есть свои сложности и подводные камни.

Икусствоведы в большинстве своем — деловые люди, а отнюдь не утонченные натуры, думающие лишь о высоких материях. Они не просто любят искусство и судят о нем, опираясь на страницы учебников, но и имеют собственное независимое мнение, которое особенно ценно. Ибо только хорошее чутье и умение отвлечься, абстрагироваться от канонического восприятия делают этого специалиста настоящим знатоком своего дела.

Может показаться, будто работать искусствоведом несложно, многие в состоянии понять, какая картина красива, а какая — нет, да и само увлечение живописью иногда воспринимают как хобби. Но это поверхностный взгляд. Во-первых, искусствовед должен быть хорошим историком, потому что многие творческие направления являются отражением неких социальных процессов и происходивших в обществе событий. Знание того, как развивалась цивилизация, необходимо для понимания идей, которые живописцы и скульпторы попытались выразить в своих творениях. Во-вторых, нужно разбираться в истории мировых религий, ведь искусство неразрывно связано с теологией. В-третьих, специалист обязан знать иностранные языки (три европейских — как минимум). Язык — ключ к пониманию менталитета любого народа и, соответственно, художников — выразителей его мыслей. Искусство редко бывает оторвано от истоков, от своих корней: именно национальные ценности вдохновляют живописцев и скульпторов. А значит, для постижения их творчества надо погрузиться в языковую среду, иметь представление о литературе, музыке и вообще культуре той или иной страны в различные эпохи.

Искусствоведу необходимы знания из самых разных областей, в том числе на первый взгляд к искусству не относящихся. Он не обойдется без таких математических понятий, как перспективы и пропорции. Благодаря физике и химии существуют разнообразные виды анализа, позволяющие, например, определить время создания произведения. Профессионал должен иметь хорошую память, особенно зрительную, способность к логическим умозаключениям, систематизации и классификации «насмотренного» материала. Кроме того, искусствовед обязан разбираться в технологиях создания различных видов живописных или скульптурных форм. Эти специалисты занимаются и реставрацией произведений искусств. Иными словами, то, что для обычного человека находится под грифом «руками не трогать», для них — работа, материал для изучения, объект исследования.

Характер работы искусствоведа бывает разным, каждый выбирает сферу деятельности в зависимости от собственных предпочтений. Для тех, кто наделен страстью к исследованиям, наибольший интерес представляет изучение истории искусства, в которой все еще много белых пятен. Восполнение таких пробелов — часть труда теоретиков: они составляют атрибуции на художественные произведения с неопределенным или сомнительным авторством либо подписанные псевдонимом. Занятие это сложное и очень ответственное: необходимо на основе тщательного анализа всевозможных данных установить, кто действительно является автором. В первую очередь определяют стиль работы и использованную при ее выполнении технологию, по ним выясняют время ее создания, страну, где жил мастер, и школу, к которой он принадлежал. Нередко в поиске истины помогают эмпирические данные, сравнение и анализ композиции, стиля произведения и индивидуальной манеры художника, а также сюжет и предназначение его работы. Искусствоведы используют результаты самых разных экспертиз: научного стилистического анализа, химических и физических исследований (макро- и микрофотосъемка, рентгенография, изучение с помощью инфракрасных и ультрафиолетовых лучей и т.п.), обращаются к архивам, историко-культурным данным, литературным источникам. В процессе работы специалист сталкивается с большим объемом информации, и все надо помнить, потому что каждая мелочь может оказаться значимой для окончательного вывода, который порой становится научным открытием.

Как и ученые в любой другой сфере, люди, занимающиеся теорией искусства, обычно сами преподают студентам дисциплины, которые имеют отношение к предметам их изучений.

Кроме того, к именитым ученым обращаются за платными консультациями для оценки произведений из частных коллекций. Искусствоведческая экспертиза необходима при продаже того или иного творения, так как, по расхожему выражению, продают не картины, а документы, устанавливающие их подлинность, ведь большинство обычных людей не в состоянии отличить умелую копию от подлинника, особенно если ее делали умышленно, с целью подменить известную работу. Разумеется, чтобы выступать в качестве консультанта, нужно иметь большой авторитет, богатый опыт, ученые степени и состоять в штате крупного государственного музея.

Иначе складывается карьера у того, кто изначально предпочел устроиться консультантом в картинную галерею или дизайн-студию. Эта работа менее ответственна и не требует глубоких знаний. Она для тех, кто обладает безупречным вкусом, способен на помощь и объективную оценку. Надо быть в определенной степени психологом, понять, что именно необходимо клиенту, попытаться соотнести его подчас не высокохудожественный вкус с собственным, и найти золотую середину. Бывает, покупатель приходит с уже сформировавшимся представлением о том, что именно ему нужно. Тогда консультанту предстоит помочь, развить идею либо самому сделать такое предложение, которое понравилось бы клиенту. А заказы бывают разные: от просьбы подобрать рамку до полного оформления комнаты или дома.

Весьма востребованы искусствоведы и в антикварных салонах. Там хорошие условия, но есть своя специфика: антиквариата в постоянной продаже не так уж много. Оно и понятно: время идет, старинные вещи разрушаются, утрачиваются или оседают в частных собраниях и музеях, соответственно, ценность многих предметов не столь велика. А чтобы определять стоимость товара, специалист должен насматривать материал и составлять в голове свою коллекцию образов, по параметрам которых следует оценивать ту или иную вещь. Конечно, можно прочитать сотни страниц о том, как выглядит, например, лак на мебели или гобелен, просмотреть множество подробных фотографий, но представление не будет полным, если не познакомиться с предметом вживую. А такой шанс дается нечасто.

Еще одно направление, в котором может работать искусствовед, — изучение творчества ныне живущих мастеров, пока малоизвестного или неизвестного вовсе. Задача специалиста — не пропустить, разглядеть в каком-нибудь никому не знакомом художнике нового Рембрандта. В современном искусстве много яркого, необычного, подчас эпатажного, и хороший критик должен уметь отличить писк моды от крика души. Чтобы сохранить объективность, ему необходимо посещать большое количество выставок и различных мероприятий, читать тематическую прессу, следить за последними направлениям и тенденциями, знать все, что происходит сегодня в мире искусства, как в нашей стране, так и за рубежом. Порой приходится бывать и в мастерских художников, где раскрывается вся суть их творчества.

Профессионал должен не только хорошо разбираться в классическом и современном искусстве, но еще и обладать качествами журналиста, ведь ему нужно писать отчеты, обзоры, статьи о выставках и художниках. Работа с психологической точки зрения очень непростая, ведь одним словом можно вселить в человека надежду, окрылить, вдохновить, дать путевку в жизнь молодому дарованию. Или наоборот, лишить его шанса, особенно если это слово — из уст именитого критика, и оно напечатано в прессе, а не произнесено в кулуарах или тет-а-тет. И хотя непризнанные художники утешают себя тем, что многие из ныне почитаемых мастеров тоже не были известными при жизни, каждый надеется получить свою порцию славы. Таким образом, работа в мире современного искусства хороша для тех, кто уверен в объективности своей оценки и готов постоянно расширять горизонты восприятия, чтобы вместить все новые и новые оригинальности и чудачества нынешнего творческого мира.

У консерваторов, которых пугают разнообразие и контрасты современной культуры, есть возможность не только самим погрузиться в классическое искусство, но и нести его свет подрастающему поколению. Что может быть приятнее, чем воспитывать в детях любовь к прекрасному, видеть, как повышается уровень их духовного развития? Но для подобной деятельности, конечно, нужно иметь определенный педагогический талант, уметь заинтересовать учеников да и просто найти с ними контакт. Профессионалы могут дополнительно заниматься подготовкой абитуриентов, вести специальные школьные экскурсии при различных музеях. Такая работа более благодарная, потому что на подобные мероприятия приходят дети, заранее подготовленные и настроенные.

Искусствовед найдет применение своим способностям, хорошему вкусу и образованию в смежных областях, например в архитектуре, дизайне, ландшафтном проектировании, ювелирном бизнесе, а также работая в журналах соответствующей тематики. Все эти направления сейчас необыкновенно популярны, многие из них граничат с настоящим творчеством, ведь элементы прикладного искусства, находящиеся в музеях, когда-то использовали по прямому назначению в быту. Такому специалисту необходимо постоянно развиваться и даже получить дополнительное образование.

Разумеется, как и в любой другой сфере, все существующие классификации весьма условны. И один специалист может время от времени менять направления деятельности, переходить от одного к другому или трудиться одновременно в нескольких.

Получается, что стать искусствоведом весьма непросто. Эта работа требует таланта и полной отдачи, но она идеально подходит тем, кто не мыслит себя без искусства, для кого важнее всего эстетика и гармония. Такие люди живут в мире прекрасного и несут его свет всем желающим к нему приобщиться.

Подготовлено специалистами проекта «UzJobs» по материлам Интернет СМИ


< Назад  


 
Личный кабинет





Яндекс.Метрика



 

  О проекте
Пользовательское соглашение
Публичная оферта
  Прейскурант
Как оплатить?
Контакты
  Пособие кадровикам
Публикации
 

Copyright © 2000 — 2024 SAIPRO