Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане. |
|
|
||||||||||||||||||||||||
Когда коллектив – сплошной креатив! Особенности управления творческим коллективом12.02.2015 15:25:06Активное развитие рекламы, маркетинга, дизайна и других сфер, где ключевым звеном является творчество, ставит перед руководителями новые вопросы: что нужно знать об управлении творческим коллективом? Как вогнать этот яркий, подчас сумбурный, созидательный процесс в жесткие рамки рабочих графиков и заказов? Как правильно строить взаимоотношения с сотрудниками, которые зачастую противятся стандартным правилам и инструкциям, а результаты их работы нередко зависят от настроения или погоды? Творческие люди - это отдельная категория работников. Представьте себе, что вам нужно руководить заводским цехом, где каждый станок обладает своим особенным характером, эмоциональным состоянием, собственным мнением о том, как должен производиться тот или иной механизм. Это сравнение поможет вам понять, в чем заключается разница между управлением творческим коллективом и традиционным. Практика показывает, что там, где есть креативность – стандартные методы руководства не работают. Кроме того, особенности творческой работы предполагают иное построение самой системы взаимодействия внутри коллектива. Руководитель здесь должен уметь направлять исполнителей в нужное русло, сохраняя при этом атмосферу взаимопонимания и творчества; без жесткого давления контролировать график выполнения работ, уметь выстроить работу с заказчиками так, чтобы сотруднику не приходилось работать в режиме цейтнота, что всегда отражается на результатах. Кроме того, у творческих людей существует свой особый взгляд на мотивацию, о чем мы обязательно поговорим далее… Об особенностях мотивации Одной из важных составляющих мотивации людей творческих профессий, являются интересные задачи и возможность самореализации. Каждый человек считает себя в чем-то исключительным, но у креативных личностей это ощущение носит несколько гипертрофированный характер. Материальные стимулы имеют на них меньшее воздействие, нежели нематериальная оценка – восхищение, общественное признание, громкое имя… «При этом творческим работникам важно чувствовать, что их талант ценят и достойно его оплачивают, а не банально привязывают выплачиваемое вознаграждение к каким-либо конкретным показателям, – отмечает Санджар Юлдашев. – Однако денежное вознаграждение таких людей невозможно привязать к выполнению плана, как, например, у сотрудников отдела продаж. Для большей мотивации следует заранее договориться с ними о начислении бонусной части дохода. Но бонусы не должны быть существенной частью заработной платы креативщиков. Эта категория сотрудников нередко испытывает творческие кризисы. И если в это время пострадает еще и их доход, то кризис примет затяжное течение и работник будет длительное время работать вполсилы. Еще один важный момент мотивации – предоставление возможности творческим сотрудникам трудиться вместе с коллегами более высокого уровня. И начинающие, и даже опытные дизайнеры с радостью готовы работать в одной команде со «звездой». Этим пользуются многие популярные рекламные агентства, существенно снижая расходы на персонал». Своим мнением об особенностях мотивации делится и Эльяр Калджанов: «Творческим людям для генерации и воплощения своих идей необходимо вдохновение. У каждого из них оно своё и приходит по-разному. Невозможно заставить насильно выполнить творческую работу и при этом получить 100%-ый результат. В связи с этим важно создание соответствующих условий для эффективной работы таких личностей. Это и дружный, сплоченный коллектив, и позитивная обстановка внутри компании. Творческим людям важно чувствовать себя раскованно и свободно, а не под натиском всяческих корпоративных правил. Важно также, чтобы сотрудник понимал свою востребованность в коллективе, что его работа всегда будет по достоинству оценена его коллегами и руководством. Ведь признание – это самый значимый фактор для любого творческого человека». Как эффективно организовать работу творческого коллектива В системе управления творческим коллективом важнейшую роль играет авторитет его руководителя. Директору вовсе не обязательно уметь рисовать лучше дизайнера или писать тексты лучше копирайтера. Главное для него – иметь четкое представление о конечном результате работы и понимание того, что конкретно нужно представить заказчику. Это позволит направить процесс в нужное русло, постоянно контролировать соответствие выполняемой работы основной задаче и, в случае необходимости, своевременно вносить соответствующие корректировки, сохраняя общую слаженность рабочего темпа. Руководитель должен уметь внятно, правильно, доступно и в полной мере предоставить сотруднику информацию о проекте, делая акцент не столько на объем информации, сколько на основную идею или суть, которую нужно донести до потребителя с помощью рекламного текста, логотипа, изображения и т.д. Это является одним из основных аспектов эффективного руководства творческим коллективом. Важным моментом эффективной организации творческой работы является наличие эксперта-профессионала между сотрудником и руководителем. Если директор отвечает за соответствие работы требованиям рынка, то эксперт оценивает ее творческую составляющую: аккуратность, качество, чистоту исполнения, соответствие конечного результата поставленной задаче и т.д. Значимым аспектом в управлении является умение руководителя составлять правильные творческие тандемы. В крупных рекламных агентствах дизайнеры, как правило, работают «в соавторстве» с копирайтерами. Эффективным также может быть тандем «дизайнер-дизайнер». Главное, чтобы сотрудники не подавляли потенциал друг друга, тогда такое соавторство будет отличным стимулом для обоих. «Что касается графика работы, то творческие личности более комфортно чувствуют себя в свободном режиме. Не стоит заставлять сотрудников являться на работу в девять и уходить в шесть, или придерживаться строгого дреcс-кода в одежде. Соблюдение расписания рабочего дня и наличие делового костюма не имеют в творчестве абсолютно никакого значения. Ведь здесь важен результат, а не сам процесс. И если творческий работник загорится идеей, то и работать он может не то что часами, а целыми сутками. Поэтому загонять творческих людей в какие-либо официальные рамки просто бессмысленно», - считает Санджар Юлдашев. Как добиться соблюдения сроков при выполнении заказов? Для творчества необходимо вдохновение и новые идеи. И зачастую сотрудники не успевают уложиться в сроки. Важно понимать, что это не механическая рутинная работа, которую можно намеренно ускорить, поэтому в ней неизбежны задержки и простои. С учетом этого руководитель должен ставить реальные сроки для выполнения задач. «Дедлайны нередко становятся камнем преткновения в творческой работе», – говорит Эльяр Калджанов. – Ведь творческий процесс не всегда предсказуем. Отличная идея может прийти в голову уже через секунду после того, как была поставлена задача, а может занять и большее время. Но, тем не менее, сроки надо выполнять и для решения этой задачи существуют несколько часто применимых в нашей профессии способов:
Но ни один из этих способов не сработает, если у творческих работников не будет четкого понимания целей и задач, стоящих перед ними». «Дедлайны действительно больная тема для творческих личностей», - подтверждает Санджар Юлдашев. - В силу своих психологических особенностей, они быстро теряют интерес к одной и той же, повторяющейся работе, переключаясь на другую идею. Поэтому важно ограничивать время выполнения задач, чтобы сотрудник не «растекался», а был сосредоточенным и сделал именно то, что необходимо. Лишнее время, как правило, ухудшает результат. Эффективным способом выполнения задачи в срок является создание условий, при которых с ней просто необходимо справиться. Хорошо стимулирует этот процесс творческое состязание. Если создать две команды, поставив пред ними одну задачу, выполнить которую нужно в ограниченные сроки – вы с большой вероятностью получите необходимый результат в нужное время». Особенности в восприятии поручений Творческим личностям необходима свобода, атмосфера открытости и взаимопонимания. Требования руководителя должны быть разумно обоснованными, переработки и доработки – оправданными и направленными на совершенствование конечного продукта. «Что касается стиля постановки задач, он зависит от индивидуальности каждого сотрудника», – подчеркивает Санджар Юлдашев. – Одним нужно предоставлять максимальную свободу действий, другим – подробно формулировать задачи и контролировать процесс работы над ними. Но есть одна особенность, общая для всех креативщиков. Если у них что-то не получилось и их просят это переделать, да еще и несколько раз, то уже на втором подходе энтузиазм работника заметно снижается, а на третьем или четвертом они не хотят работать вообще. В этом случае правильнее и проще будет поручить задачу кому-нибудь другому. Это своего рода негативная мотивация и возникает большая вероятность того, что в следующий раз этот сотрудник сделает все, чтобы такая ситуация не повторилась. Он будет больше задавать уточняющих вопросов, представлять промежуточные результаты работы и т.д. Ведь творческие личности амбициозны и каждый хочет, чтобы «лавры успеха» достались именно ему. Не следует также уничижать труд работника и сводить, тем самым, его энтузиазм «на нет». В данном случае уместна критика, но только продуктивная. Нужно также давать возможность сотруднику высказывать свое мнение. При взаимодействии с творческими работниками следует исключить всевозможные методы давления – крики, угрозы лишения премии и т.д. – в данном случае это малоэффективно. Креатив следует всячески стимулировать и разжигать, а не угнетать, оказывая давление на психику». По словам Эльяра Калджанова, «у каждой творческой личности существует иное, своё восприятие окружающего. И если изначально в постановке задачи не будут оговорены все нюансы о допустимых границах творчества, есть риск того, что вы не получите желаемого результата и падете жертвой излишне активной творческой деятельности ваших сотрудников. Вот почему очень важно грамотно и максимально подробно ставить задачи перед творческой группой. Самым подходящим для этого могут быть общие встречи, на которых можно озвучить желания клиента, его потребности и в формате мозгового штурма наметить цели и способы для успешной реализации проекта». Говоря об эффективном управлении творческим коллективом, рекомендуется также обращать особое внимание на создание творческой атмосферы в офисе. Обстановка имеет значение, так как она способна стимулировать творческий процесс. Однако опираясь на мнение экспертов можно сделать вывод, что каким бы ни был интерьер, продуктивной и комфортной будет работа в том коллективе, где между сотрудниками всех уровней налажены хорошие взаимоотношения, а руководители и исполнители настроены на одну «волну». Тогда и результаты работы получаются профессиональными и успешными. Материал подготовлен специалистом проекта UzJobs Юлией Абу-Шихада
|
|
О проекте Пользовательское соглашение Публичная оферта |
Прейскурант Как оплатить? Контакты |
Пособие кадровикам Публикации |