Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
Язык сайта: Рус  Eng 
UzJobs - Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
         
Компании
1063
Вакансии
17
Резюме
4260
Курсы
0
Учебные заведения
31
 

Публикации

Поиск среди публикаций:    

  Рубрики:   Психология управления | В фокусе - кадры | Советы рекрутера | Мнение экспертов
Отвечаем на вопросы | HR-специалистам на заметку | Женщина и Карьера | Портрет профессии
Рекрутинг в разрезе | Словарь карьериста | Рынок труда и образования
 

Как построить наилучшую организационную структуру?

02.06.2015 23:09:57

В одной из предыдущих статей мы познакомились с основными типами организационных структур, рассмотрели их преимущества и недостатки. Сегодня мы расскажем о правилах и методах проектирования организационной структуры, о способах координации деятельности и их применении в различных структурах управления.

Итак, грамотно построенная структура управления и рационально организованная деятельность предприятия оказывают огромное влияние на его эффективность и способность адаптироваться к изменениям внешней среды. Главным правилом при проектировании организационной структуры является создание наименьшего количества уровней управления и кратчайшей цепи команд. Спроектировать структуру поможет также алгоритм, состоящий из следующих восьми шагов:

1. Идентификация стратегии компании.

Организационная структура во многом определяется стратегией компании. Поэтому, в самом начале её проектирования необходимо выяснить предполагаемые направления развития организации на ближайшие 4-5 лет.

 2. Проведение стратегической сегментации, выделение стратегических направлений бизнеса. 

Довольно часто встречается ситуация, когда компания имеет несколько направлений деятельности, которые различаются между собой целевыми клиентами, конкурентами, продуктами, технологиями работы, а также методами продвижения. Все эти направления следует определить и идентифицировать. Это поможет обозначить верхний уровень управленческой структуры.

3. Выделение центров ответственности.

Следующим шагом является определение центра управления, центров прибыли и вспомогательных подразделений. На данном этапе следует также обозначить функции каждого центра и определить принципы их взаимодействия.

4. Предмет управления и вид деятельности для центров прибыли. 

Определить эти параметры можно с помощью следующих вопросов:

• что мы продаем? (какие продукты или услуги)

• кому мы продаем? (каковы каналы сбыта и методы продаж)

• где продаем? (обозначение территории, на которой действует компания)

• как мы продаем? (перечисление всех бизнес-процессов: производство, продажи, продвижение, сервис, логистика и т. д.)

5. Идентификация бизнес-процессов.

На данном этапе проектирования организационной структуры следует детализировать обозначенные процессы верхнего уровня (производство, продажи, логистика, сервис и т.д.), определить ожидаемые от процессов результаты, необходимые для них ресурсы, а также руководителей и исполнителей.

6. Ответственность за выполнение бизнес-процессов.

Каждый бизнес процесс следует закрепить за определенным центром ответственности, детализировав и уточнив при этом его состав.

7. Взаимодействие между центрами ответственности.

Существуют бизнес – процессы, в которых участвуют несколько центров ответственности. В таком случае требуется максимально точно обозначить функции каждого из них и описать принципы их взаимодействия в этих процессах.

8. Формирование корпоративного уровня управления.

Следует определить способы, которыми управляют компанией собственники или акционеры, сформировать соответствующую управленческую структуру, обозначить ее функции, способы и порядок взаимодействия с руководством компании.

Все элементы спроектированной организационной структуры, с её схематическим изображением, определением зон ответственности руководителей всех уровней, описанием функций и принципов взаимодействия всех подразделений, следует отразить в «Положении об организационной структуре». Таким образом, будет разработана целевая организационная структура, та, которая в соответствии со стратегией развития компании, должна быть сформирована в будущем. Как правило, перейти к такой структуре сразу же, не удается. Поэтому рекомендуется разработать переходный, промежуточный вариант структуры, который будет являться «мостом» между настоящим положением компании и будущим.

Координация деятельности

После построения организационной структуры и разделения общего трудового процесса на отдельные рабочие задачи, необходимо определиться со способами координации деятельности, которые будут направлены на решение стоящих перед предприятием задач. В практике управления организациями известны пять основных способов, среди которых: взаимное согласование, прямой контроль, стандартизация квалификации, стандартизация процессов и стандартизация выпуска. Рассмотрим подробнее каждый из способов координации и опишем наиболее подходящие условия для их применения.

1. Взаимное согласование. Действия сотрудников координируются посредством неформальных коммуникаций. Такой способ взаимодействия наиболее эффективен в творческих коллективах и инновационных командах.

2. Прямой контроль. Определение заданий для сотрудников, ответственность за их работу и наблюдение за действиями подчиненных возлагается на одного человека. Данный способ управления чаще встречается на небольших предприятиях и в военных структурах.

3. Стандартизация квалификации. Действия сотрудников координируются путем точного определения требований к их квалификации. Трудовая деятельность работников не подвергается глубокому контролю и мало регламентируется. Таким образом функционируют организации, результаты деятельности которых напрямую зависят от высокого уровня квалификации их специалистов - хирургов, преподавателей, адвокатов, юристов, архитекторов и т.п.

4. Стандартизация процессов. Действия работников строго регламентированы процессом, в котором они принимают участие в качестве исполнителей. Данный способ координации является основным для предприятий, где преобладают регулярно повторяющиеся и однотипные процессы, например: серийное производство продукции, услуги по транспортировке и пр.

5. Стандартизация выпуска. Действия работников регламентируются требованиями к результатам их деятельности, например, объему продаж, объему выпуска, прибыли и т.д. При этом исполнители самостоятельно выбирают средства достижения результатов. Этот принцип широко используется при построении холдингов.

Следует отметить, что в каждой организации можно встретить все перечисленные способы координации деятельности в разных пропорциях. При этом один бывает преобладающим, а другие используются в сочетании с ним.

Типы структур и способы координации

При построении организационной структуры предприятия необходимо правильно координировать действия различных ее частей. Рассмотрим известные типы структур управления и характерные для них способы координации действий:

Типы структур      

Способы координации

Линейная

 

Преобладает прямой контроль. Применяются способы: стандартизация квалификации и стандартизация процессов

Линейно-функциональная

 

Прямой контроль сочетается с взаимным согласованием. Применяются способы стандартизации процессов и стандартизации квалификации

Матричная

 

Преобладание способа взаимного согласования. Применяются квалификации и стандартизация процессов

Дивизиональная

Преобладает способ стандартизации выпуска. На уровне «дивизионов» компании могут применяться различные способы координации.

Надеемся, что приведенная информация будет полезна всем руководителям и HR-менеджерам, заинтересованным в создании наилучшей организационной структуры своего предприятия.

Материалы рубрики подготовлены специалистами проекта «UzJobs» по материалам интернет-СМИ


< Назад  


 
Личный кабинет

В активном поиске работы
Насыров Раиль
Дата рождения:
27.12.1995
Образование: Среднее специальное

Специализация:
• Информационные технологии и Интернет / Руководитель группы
• Техническое обслуживание и поддержка / Главный специалист
• Техническое обслуживание и поддержка / Менеджер

Как сюда попасть? Очень просто!Зарегистрируйтесь на нашем сайте, заполните резюме и воспользуйтесь услугой «Разместить резюме на рекламной площадке». Стоимость услуги указана в
Прейскуранте.






Яндекс.Метрика



 

  О проекте
Пользовательское соглашение
Публичная оферта
  Прейскурант
Как оплатить?
Контакты
  Пособие кадровикам
Публикации
 

Copyright © 2000 — 2024 SAIPRO