Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане. |
|
|
||||||||||||||||||||||||
Составляем HR-бюджет20.01.2015 15:47:37Начнем с определения термина «бюджет». Так называется финансовый документ, в котором отражена серия запланированных на определенный период времени событий. С его помощью происходит оптимальное распределение финансовых ресурсов организации. Как же правильно составить бюджет для HR-службы? Рассмотрим основные этапы и правила бюджетирования. Подготовительный этап Как и любой управленческий процесс, бюджетрование требует подготовки. Перед тем, как начать планирование бюджета для своего подразделения, найдите ответы на следующие стратегические вопросы: - Для чего существует HR-служба в компании? Стратегическое планирование является неотъемлемой частью процесса бюджетирования. Для того, чтобы оно было эффективным, используйте готовые управленческие инструменты, такие как SWOT-анализ и HR-метрики. Опишите с их помощью ситуацию, сложившуюся в сфере управления человеческими ресурсами в организации. Уточните у руководителей отделов планы и цели на следующий год. Особое внимание уделите планам, которые имеются у «центров прибыли» компании. Ознакомьтесь с тенденциями и прогнозами развития отрасли на местном рынке на ближайший год. Используя собранную информацию, сформулируйте цели и задачи HR-службы. Утвердите их у своего непосредственного руководителя и приступайте к планированию и разработке бюджета. Планирование и разработка бюджета Для каждого центра финансовой ответственности (ЦФО - центры прибыли и затрат в компании), как правило, назначаются ответственные лица. Таким образом, каждый из руководителей отвечает за планирование и контроль всех доходов и расходов, относящихся к его подразделению. Начать разработку HR-бюджета менеджеру по персоналу, как ответственному лицу ЦФО, необходимо с анализа затрат за прошлый период (табл. 1). Табл. 1. Примерная таблица для анализа затрат на персонал
Затем HR-менеджер должен согласовать ценовые и количественные показатели деятельности на следующий год со своими ключевыми контрагентами. Для HR-службы это могут быть:
В случае отсутствия информации от контрагентов HR-менеджеру следует составить собственный прогноз расходов (табл. 2). Табл. 2. Примерная таблица статей расходов HR-службы
Разработанный бюджет HR- службы необходимо представить на обсуждение руководству. По итогам обсуждения он может быть согласован или отправлен на доработку. Утвержденный руководством компании бюджет принимается к работе. К подготовке HR-бюджета следует относиться как к задаче серьезной и очень ответственной. При выборе тех или иных статей расходов и определении их веса в общем объеме затрат необходимо ориентироваться на стратегические цели компании и приоритеты развития бизнеса на ближайший период времени. К примеру, если важнейшей задачей для компании на следующий год является выпуск новой продукции, то приоритетной статьей расходов для HR-службы будет «обучение персонала», а если открытие крупного филиала, то – «рекрутинг» и т.д. Как правило, большая часть затратных статей HR-бюджета отражает основные функции службы, например такие, как подбор персонала, его адаптация, обучение, оценка и развитие. HR-менеджер должен тщательно проанализировать ситуацию и определить, какие финансовые ресурсы будут необходимы для реализации каждой функции. Только вы можете знать:
Еще одна важная HR-функция, о которой не стоит забывать при планировании бюджета – формирование корпоративной культуры. Следует учитывать возможные затраты на все предстоящие корпоративные мероприятия и праздники. Анализ и ответы на перечисленные выше вопросы помогут в определении статей расходов при планировании и разработке HR-бюджета. Планирование Фонда оплаты труда Как правило, ФОТ является для большинства компаний основной по важности и размеру статьей расходов на персонал, поэтому ей следует уделить особое внимание. В зависимости от сложившегося в компании порядка, затраты на ФОТ могут отражаться как в составе бюджета HR-службы, так и в составе бюджета бухгалтерии. В любом случае, HR-служба активно участвует в формировании, корректировке и утверждении Фонда оплаты труда, учитывая при этом ряд ключевых факторов:
Как показывает практика, расходы по оплате труда невозможно спланировать со 100%-ной точностью. Сотрудники могут ездить в незапланированные командировки, брать больничные, уходить в отпуска, увольняться – все эти обстоятельства оказывают влияние на точность прогнозных расчетов. Несмотря на это, отклонение ФОТ при годовом планировании должно оставаться в пределах 10%. Каким должен быть качественный HR-бюджет компании? Важность бюджета – несомненна, ведь именно эффективное планирование финансов определяет успешное развитие компании в долгосрочной перспективе. Само отсутствие/наличие процесса бюджетирования, а также качество бюджета говорит о ситуации, сложившейся в компании. Присутствует ли здесь порядок, или же царит полный хаос. Итак, качественный HR-бюджет должен:
Так же существует ряд важных правил, которые необходимо соблюдать при составлении и реализации бюджета:
Выполнение всех перечисленных правил, поможет сделать бюджет эффективным инструментом управления. Подготовлено специалистами проекта UzJobs по материалам интернет-СМИ
|
|
О проекте Пользовательское соглашение Публичная оферта |
Прейскурант Как оплатить? Контакты |
Пособие кадровикам Публикации |