Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
Язык сайта: Рус  Eng 
UzJobs - Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
         
Компании
1032
Вакансии
39
Резюме
3487
Курсы
0
Учебные заведения
31
 

Публикации

Поиск среди публикаций:    

  Рубрики:   Психология управления | В фокусе - кадры | Советы рекрутера | Мнение экспертов
Отвечаем на вопросы | HR-специалистам на заметку | Женщина и Карьера | Портрет профессии
Рекрутинг в разрезе | Словарь карьериста | Рынок труда и образования
 

MBA: вопрос престижа или необходимость?

15.03.2011 10:22:20

   Развитие трудового рынка Узбекистана привело к качественному изменению требований отечественных работодателей к кандидатам. Сегодня для построения карьеры недостаточно просто иметь диплом ВУЗа. Актуальные запросы современной экономики обуславливают потребность рынка как в квалифицированных профильных специалистах, так и в управленческих кадрах, обладающих современными навыками и знаниями в области организации и ведения бизнеса. Решить задачу получения профессионального образования в области менеджмента призвано бизнес-образование, являющееся практической составляющей экономического постдипломного обучения. Особое место в современном бизнес-образовании занимает МВА.

Что такое МВА

   МВА (Master of Business Administration – Магистр делового администрирования) – программа постдипломного образования, в рамках которой осуществляется подготовка универсальных менеджеров для работы в разных сферах деятельности. Универсальность – это ключевое определение МВА: выпускники таких программ могут управлять бизнесом и в производстве, и в сфере услуг. МВА получают базовые знания по маркетингу, менеджменту, развитию бизнеса, бухучету, финансам, управлению человеческими ресурсами и другим дисциплинам. Программа МВА дает управленцу возможность изучить суть взаимодействия между различными сферами бизнеса. В международной практике обучение профессиональных руководителей основывается на том, что структура бизнеса не зависит от особенности отрасли, культурных или географических различий между компаниями. Эта тенденция особенно усилилась в последнее время в связи с выраженным интернациональным акцентом МВА программ. Школы открывают кампусы на различных континентах мира, заключают партнерские договоры с программами бизнес-образования разных стран.

   Таким образом, МВА – это новое поколение топ-менеджеров, обученных вести бизнес в любой отрасли экономики. Так как работа такого менеджера не зависит от узкоспециализированных знаний в конкретной сфере деятельности, цель его состоит в привлечении экспертов, сколь угодно грамотных в разных областях и использовании их профессиональных знаний и труда во благо компании. Такой подход к овладению предметной средой своей деятельности дает руководителю возможность сосредотачиваться исключительно на технологиях управления и организации бизнес-процесса. Универсальность МВА позволяет использовать их директорам компаний в качестве менеджеров проектов, поручая им самые трудные и ответственные участки делового фронта, когда в короткие сроки необходимо решить важные задачи, связанные с созданием нового объекта или реорганизацией старого, находящегося в состоянии кризиса.

Нужно ли вам МВА?

    При принятии решения о получении степени следует помнить, что МВА – это, прежде всего, программа подготовки для потенциального или уже состоявшегося топ-менеджера, который априори понимает ключевые принципы работы практически всех подразделений своей компании. Именно поэтому основным требованием для поступления по программе МВА любой бизнес-школы является наличие у кандидата опыта работы в должности начальника отдела, руководителя. Без навыков управления персоналом и понимания бизнеса изнутри получение степени превратится в обычные общеобразовательные курсы.

   В зависимости от поставленной цели, которую стремится достичь кандидат с помощью еще одной строчки в своем резюме, следует выбирать и характер учебного процесса: будет ли это второе высшее образование или МВА. В первом случае гарантировано получение академических знаний теоретического характера, то есть классический вариант обучения: лекции и семинары. Подобный вариант подойдет тем людям, которые нацелены, скорее, на кардинальную смену рода деятельности. А если кандидат стремится стать универсальным управленцем, ему следует ориентироваться на получение степени МВА, так как бизнес-школы предлагают специализированные программы, в которых упор делается на один предмет (финансы, стратегия, маркетинг, управление персоналом и т. п.). Обычно руководители функциональных подразделений (директор по маркетингу или директор по логистике) получают второе профильное образование или МВА со специализацией для подведения теоретической базы под имеющийся практичес­кий опыт.

Где можно получить образование МВА

   Бизнес-школы, обучающие по программам МВА, как правило, создаются при высших учебных заведениях, либо при корпоративных организациях. История становления школ МВА связана с развитием бизнес-образования в США и Европе, потому сегодня школы МВА считаются там самыми лучшими и получили международное признание. Именно там предлагаются самые современные методики ведения бизнеса, в качестве преподавателей привлекаются топ-менеджеры ведущих бизнес-структур, организуется практическое применение полученных знаний посредством стажировки в крупнейших западных компаниях. Однако заграничное обучение – дорогостоящее удовольствие. Стоимость обучения качественной программе МВА за рубежом без учета непрямых затрат на обучение обходится в среднем в $50-70 тыс. В связи с этим многие западные школы сотрудничают с банками и предус­матривают возможность кредитования своих студентов. Кроме дороговизны зарубежного обучения нужно учесть, что темп современной жизни настолько увеличился, что выход из бизнеса на 1,5–2 года (период, в который длится обучение) может привести к колоссальному отставанию от коллег, и наверстать упущенное даже для дипломированных менеджеров будет тяжело.

Американские школы МВА

    История МВА берет начало в 1901 году, когда выпускники бизнес-школы Дартмутского колледжа штата Нью-Хэмпшир (США) получили степень Master of Business Administration. Тогда буквы «МВА» в дипломе означали лишь, что человек прошел курс обучения производству и рынку, что было актуально в начале XX века.

    После этого, на протяжении более чем сорока лет американские бизнес-школы искали баланс между теорией и практикой, инновационными и традиционными предметами, пытаясь создать такую учебную программу, которая бы готовила профессионалов для мира бизнеса. К концу двадцатого века уже более 900 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по программе MBA, только на территории США ежегодно выдавали более 90 тыс. дипломов, что фактически сделало бизнес-образование вторым по популярности после общеакадемического.

    В настоящее время эксперты считают американское бизнес-образование лидером на рынке образовательных программ, позволяющих получить степень МВА. Дипломы американских школ бизнеса сегодня одинаково высоко ценятся и в США, и в Европе. Причина лидерства бизнес-школ США в быстрой их реакции на запросы студентов и работодателей. Учебные программы оптимально приближены к практике, и это позволяет выпускникам успешно работать в ведущих компаниях по всему миру. Главная особенность американских бизнес-школ в том, что они сочетают серьезные исследования в области бизнеса с высоким уровнем преподавания. Кроме того, американские школы имеют солидные материальные ресурсы. Например, Harvard и Wharton ежегодно получают от государства $250 млн., а также сами зарабатывают на проектах для бизнеса. В итоге огромная концентрация высокоинтеллектуальных кадров и колоссальные финансовые ресурсы позволяют американским бизнес-школам занимать ведущие позиции в мировом рейтинге. В топ-рейтингах «FT.com», «Forbes.com», «Businessweek.com» лидируют следующие американские бизнес-школы: «Stanford University GSB», «Harvard Business School», «University of Pennsylvania: Wharton, Columbia Business School», «Chicago GSB, Northwestern University» (Kellogg), «MIT Sloan», «University of Michigan» (Ross) и т.д. Обучение по американским программам основательное, обычно двухгодичное. Акцент в них делается на исследовательские работы в области национального бизнеса. Подавать документы на зачисление в американскую бизнес-школу нужно не позднее начала весны, а то и начала года. Приемные комиссии в первую очередь обращают внимание на результаты тестов и успеваемость при получении предыдущего образования. Средний возраст студентов – около 27 лет.

Европейские школы МВА

    Спустя 66 лет после появления американского курса МВА такие программы появились в Великобритании: в Лондоне и Манчестере. В оставшуюся часть Европы МВА пришли гораздо позже. В современном деловом мире дипломы европейских школ бизнеса котируются меньше, чем американские, за исключением французской «INSEAD» и британской «London Business School» (LBS). Образование МВА, полученное в остальных европейских школах, в основном, ценится в странах ЕС.

    По сравнению с американскими, европейские школы, кроме тех же «INSEAD» и «LBS», меньше занимаются исследованиями. Однако в последнее время европейское бизнес-образование серьезно начинает набирать «обороты». Каждый год количество студентов на программах МВА в Европе увеличивается в среднем на 12%. Обучение на английском языке в любой стране и нежесткие сроки вступительных экзаменов – одни из существенных факторов, объясняющих усиливающийся в последнее время интерес к европейским бизнес-школам. По данным «FT.com», лидерами среди европейских школ МВА являются: «HEC Paris» (Франция), «London Business School» (Великобритания), «IMD» (Швейцария), «Instituto de Empresa» (Испания), «INSEAD» (Франция-Сингапур). Если же говорить о кредитовании этого образования, то в странах Европы в большинстве случаев источники финансирования студенты ищут сами. Более 90% студентов десяти ведущих европейских школ – из зарубежных стран, а среднее количество иностранцев по всем школам составляет около 50%. К тому же европейцы активно развивают программы студенческого обмена. Прог­раммы обучения учитывают мировой опыт, в них сопоставляются особенности менеджмента различных стран мира. Таким образом, в европейских бизнес-школах студенты получают универсальные знания, которые можно эффективно применять и в Восточной Европе, и в США. Европейские программы МВА предполагают тесный контакт с реальным сектором экономики. При отборе будущих студентов решающее значение имеет опыт их работы и достигнутые успехи. Поэтому средний возраст студентов приближается к 30 годам. Процедура поступления в европейские школы МВА намного проще и гибче, чем в США. В большинстве европейских бизнес-школ, включая самые престижные, действует система нежестких сроков приема (rolling deadline): комиссии готовы рассматривать заявки студентов вплоть до середины лета.

Формы обучения

   Единой и общепринятой систематизации программ не существует, так же как отсутствует единый стандарт МВА. Однако можно выделить наиболее распространенные формы проведения программ:

   Full time MBA – традиционные программы в формате «очного» обучения, рассчитанные на обучение «с отрывом от производства».

   Part time MBA – программы проводимые «очно», но, при этом, подразумевающие, что учащийся отдает обучению не все свое время, как правило, из-за необходимости совмещать обучение с работой. Наиболее распространены варианты вечернего и модульного построения программ Part-time.

   Distance MBA – программы, при которых для достижения еще большей гибкости учебного процесса используются методы дистанционного обучения.

   Executive MBA (EMBA) – прог­раммы, ориентированные на руководителей высшего звена и содержательно опирающиеся на значительный опыт работы учащихся.

   Самыми распространёнными формами обучения МВА являются Full time MBA и Executive MBA.

   Традиционные Full-Time Programs почти всех американских бизнес-школ рассчитаны на два года обучения. Большинство из них основаны на тщательно разработанном системном подходе к изучению предметов и дисциплин, без знания которых успешное ведение бизнеса мирового уровня практически невозможно. Учебный год разделен на два семестра. В течение первого года обучения студенты проходят обязательные предметы, составляющие около 40% от всей программы, а в течение второго – около десятка дисциплин по выбору. Дневная или очная программа обучения подходит людям, желающим поменять специализацию, для чего, конечно, необходимо время и определенный набор курсов. К недостаткам же ее можно отнести достаточно высокую плату за обучение и необходимость оставить работу.

   Программы для руководителей среднего и высшего звена – Executive MBA – появились во многих бизнес-школах относительно недавно. Занятия по специальной программе для руководителей проводятся либо по выходным, либо в один из рабочих дней в течение двух лет. Типичный студент, обучающийся по такой программе, имеет за плечами не менее семи лет стажа и не может или не желает оставить свою работу. Бывает, что компании не хотят отпускать своих работников или столь сильно заинтересованы в повышении их квалификации без отрыва от работы, что готовы платить за их обучение. В таком случае человек будет трудиться неполный рабочий день и посещать школу несколько раз в месяц. Главный недостаток программы Executive MBA – ограниченный выбор курсов. По этой причине тот, кто хотел бы получить углубленные знания в какой-нибудь определенной специализации, а не только обучиться общему менеджменту, в итоге может быть несколько разочарован. К тому же необходимость «разрываться» между учебой и работой может негативно сказаться как на успеваемости, так и на профессиональной деятельности.

   Существуют одно– и двухгодичные программы МВА. Первые, иногда даже более короткие, до десяти месяцев, распространены в Европе, вторые – в США. Считается, что первые хороши для людей с экономическим образованием и большим опытом работы, вторые больше подходят для гуманитариев или людей с небольшим практическим опытом.

   О возможностях получения степени МВА в Узбекистане читайте в следующем номере нашей газеты.

Автор: Евгения Ахадова, БВВ


< Назад  


 
Личный кабинет





Яндекс.Метрика



 

  О проекте
Пользовательское соглашение
Публичная оферта
  Прейскурант
Как оплатить?
Контакты
  Пособие кадровикам
Публикации
 

Copyright © 2000 — 2024 SAIPRO