Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане. |
|
|
||||||||||||||||||||||||
MBA: вопрос престижа или необходимость?15.03.2011 10:22:20Развитие трудового рынка Узбекистана привело к качественному изменению требований отечественных работодателей к кандидатам. Сегодня для построения карьеры недостаточно просто иметь диплом ВУЗа. Актуальные запросы современной экономики обуславливают потребность рынка как в квалифицированных профильных специалистах, так и в управленческих кадрах, обладающих современными навыками и знаниями в области организации и ведения бизнеса. Решить задачу получения профессионального образования в области менеджмента призвано бизнес-образование, являющееся практической составляющей экономического постдипломного обучения. Особое место в современном бизнес-образовании занимает МВА. Что такое МВА МВА (Master of Business Administration – Магистр делового администрирования) – программа постдипломного образования, в рамках которой осуществляется подготовка универсальных менеджеров для работы в разных сферах деятельности. Универсальность – это ключевое определение МВА: выпускники таких программ могут управлять бизнесом и в производстве, и в сфере услуг. МВА получают базовые знания по маркетингу, менеджменту, развитию бизнеса, бухучету, финансам, управлению человеческими ресурсами и другим дисциплинам. Программа МВА дает управленцу возможность изучить суть взаимодействия между различными сферами бизнеса. В международной практике обучение профессиональных руководителей основывается на том, что структура бизнеса не зависит от особенности отрасли, культурных или географических различий между компаниями. Эта тенденция особенно усилилась в последнее время в связи с выраженным интернациональным акцентом МВА программ. Школы открывают кампусы на различных континентах мира, заключают партнерские договоры с программами бизнес-образования разных стран. Таким образом, МВА – это новое поколение топ-менеджеров, обученных вести бизнес в любой отрасли экономики. Так как работа такого менеджера не зависит от узкоспециализированных знаний в конкретной сфере деятельности, цель его состоит в привлечении экспертов, сколь угодно грамотных в разных областях и использовании их профессиональных знаний и труда во благо компании. Такой подход к овладению предметной средой своей деятельности дает руководителю возможность сосредотачиваться исключительно на технологиях управления и организации бизнес-процесса. Универсальность МВА позволяет использовать их директорам компаний в качестве менеджеров проектов, поручая им самые трудные и ответственные участки делового фронта, когда в короткие сроки необходимо решить важные задачи, связанные с созданием нового объекта или реорганизацией старого, находящегося в состоянии кризиса. Нужно ли вам МВА? При принятии решения о получении степени следует помнить, что МВА – это, прежде всего, программа подготовки для потенциального или уже состоявшегося топ-менеджера, который априори понимает ключевые принципы работы практически всех подразделений своей компании. Именно поэтому основным требованием для поступления по программе МВА любой бизнес-школы является наличие у кандидата опыта работы в должности начальника отдела, руководителя. Без навыков управления персоналом и понимания бизнеса изнутри получение степени превратится в обычные общеобразовательные курсы. В зависимости от поставленной цели, которую стремится достичь кандидат с помощью еще одной строчки в своем резюме, следует выбирать и характер учебного процесса: будет ли это второе высшее образование или МВА. В первом случае гарантировано получение академических знаний теоретического характера, то есть классический вариант обучения: лекции и семинары. Подобный вариант подойдет тем людям, которые нацелены, скорее, на кардинальную смену рода деятельности. А если кандидат стремится стать универсальным управленцем, ему следует ориентироваться на получение степени МВА, так как бизнес-школы предлагают специализированные программы, в которых упор делается на один предмет (финансы, стратегия, маркетинг, управление персоналом и т. п.). Обычно руководители функциональных подразделений (директор по маркетингу или директор по логистике) получают второе профильное образование или МВА со специализацией для подведения теоретической базы под имеющийся практический опыт. Где можно получить образование МВА Бизнес-школы, обучающие по программам МВА, как правило, создаются при высших учебных заведениях, либо при корпоративных организациях. История становления школ МВА связана с развитием бизнес-образования в США и Европе, потому сегодня школы МВА считаются там самыми лучшими и получили международное признание. Именно там предлагаются самые современные методики ведения бизнеса, в качестве преподавателей привлекаются топ-менеджеры ведущих бизнес-структур, организуется практическое применение полученных знаний посредством стажировки в крупнейших западных компаниях. Однако заграничное обучение – дорогостоящее удовольствие. Стоимость обучения качественной программе МВА за рубежом без учета непрямых затрат на обучение обходится в среднем в $50-70 тыс. В связи с этим многие западные школы сотрудничают с банками и предусматривают возможность кредитования своих студентов. Кроме дороговизны зарубежного обучения нужно учесть, что темп современной жизни настолько увеличился, что выход из бизнеса на 1,5–2 года (период, в который длится обучение) может привести к колоссальному отставанию от коллег, и наверстать упущенное даже для дипломированных менеджеров будет тяжело. Американские школы МВА История МВА берет начало в 1901 году, когда выпускники бизнес-школы Дартмутского колледжа штата Нью-Хэмпшир (США) получили степень Master of Business Administration. Тогда буквы «МВА» в дипломе означали лишь, что человек прошел курс обучения производству и рынку, что было актуально в начале XX века. После этого, на протяжении более чем сорока лет американские бизнес-школы искали баланс между теорией и практикой, инновационными и традиционными предметами, пытаясь создать такую учебную программу, которая бы готовила профессионалов для мира бизнеса. К концу двадцатого века уже более 900 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по программе MBA, только на территории США ежегодно выдавали более 90 тыс. дипломов, что фактически сделало бизнес-образование вторым по популярности после общеакадемического. В настоящее время эксперты считают американское бизнес-образование лидером на рынке образовательных программ, позволяющих получить степень МВА. Дипломы американских школ бизнеса сегодня одинаково высоко ценятся и в США, и в Европе. Причина лидерства бизнес-школ США в быстрой их реакции на запросы студентов и работодателей. Учебные программы оптимально приближены к практике, и это позволяет выпускникам успешно работать в ведущих компаниях по всему миру. Главная особенность американских бизнес-школ в том, что они сочетают серьезные исследования в области бизнеса с высоким уровнем преподавания. Кроме того, американские школы имеют солидные материальные ресурсы. Например, Harvard и Wharton ежегодно получают от государства $250 млн., а также сами зарабатывают на проектах для бизнеса. В итоге огромная концентрация высокоинтеллектуальных кадров и колоссальные финансовые ресурсы позволяют американским бизнес-школам занимать ведущие позиции в мировом рейтинге. В топ-рейтингах «FT.com», «Forbes.com», «Businessweek.com» лидируют следующие американские бизнес-школы: «Stanford University GSB», «Harvard Business School», «University of Pennsylvania: Wharton, Columbia Business School», «Chicago GSB, Northwestern University» (Kellogg), «MIT Sloan», «University of Michigan» (Ross) и т.д. Обучение по американским программам основательное, обычно двухгодичное. Акцент в них делается на исследовательские работы в области национального бизнеса. Подавать документы на зачисление в американскую бизнес-школу нужно не позднее начала весны, а то и начала года. Приемные комиссии в первую очередь обращают внимание на результаты тестов и успеваемость при получении предыдущего образования. Средний возраст студентов – около 27 лет. Европейские школы МВА Спустя 66 лет после появления американского курса МВА такие программы появились в Великобритании: в Лондоне и Манчестере. В оставшуюся часть Европы МВА пришли гораздо позже. В современном деловом мире дипломы европейских школ бизнеса котируются меньше, чем американские, за исключением французской «INSEAD» и британской «London Business School» (LBS). Образование МВА, полученное в остальных европейских школах, в основном, ценится в странах ЕС. По сравнению с американскими, европейские школы, кроме тех же «INSEAD» и «LBS», меньше занимаются исследованиями. Однако в последнее время европейское бизнес-образование серьезно начинает набирать «обороты». Каждый год количество студентов на программах МВА в Европе увеличивается в среднем на 12%. Обучение на английском языке в любой стране и нежесткие сроки вступительных экзаменов – одни из существенных факторов, объясняющих усиливающийся в последнее время интерес к европейским бизнес-школам. По данным «FT.com», лидерами среди европейских школ МВА являются: «HEC Paris» (Франция), «London Business School» (Великобритания), «IMD» (Швейцария), «Instituto de Empresa» (Испания), «INSEAD» (Франция-Сингапур). Если же говорить о кредитовании этого образования, то в странах Европы в большинстве случаев источники финансирования студенты ищут сами. Более 90% студентов десяти ведущих европейских школ – из зарубежных стран, а среднее количество иностранцев по всем школам составляет около 50%. К тому же европейцы активно развивают программы студенческого обмена. Программы обучения учитывают мировой опыт, в них сопоставляются особенности менеджмента различных стран мира. Таким образом, в европейских бизнес-школах студенты получают универсальные знания, которые можно эффективно применять и в Восточной Европе, и в США. Европейские программы МВА предполагают тесный контакт с реальным сектором экономики. При отборе будущих студентов решающее значение имеет опыт их работы и достигнутые успехи. Поэтому средний возраст студентов приближается к 30 годам. Процедура поступления в европейские школы МВА намного проще и гибче, чем в США. В большинстве европейских бизнес-школ, включая самые престижные, действует система нежестких сроков приема (rolling deadline): комиссии готовы рассматривать заявки студентов вплоть до середины лета. Формы обучения Единой и общепринятой систематизации программ не существует, так же как отсутствует единый стандарт МВА. Однако можно выделить наиболее распространенные формы проведения программ: Full time MBA – традиционные программы в формате «очного» обучения, рассчитанные на обучение «с отрывом от производства». Part time MBA – программы проводимые «очно», но, при этом, подразумевающие, что учащийся отдает обучению не все свое время, как правило, из-за необходимости совмещать обучение с работой. Наиболее распространены варианты вечернего и модульного построения программ Part-time. Distance MBA – программы, при которых для достижения еще большей гибкости учебного процесса используются методы дистанционного обучения. Executive MBA (EMBA) – программы, ориентированные на руководителей высшего звена и содержательно опирающиеся на значительный опыт работы учащихся. Самыми распространёнными формами обучения МВА являются Full time MBA и Executive MBA. Традиционные Full-Time Programs почти всех американских бизнес-школ рассчитаны на два года обучения. Большинство из них основаны на тщательно разработанном системном подходе к изучению предметов и дисциплин, без знания которых успешное ведение бизнеса мирового уровня практически невозможно. Учебный год разделен на два семестра. В течение первого года обучения студенты проходят обязательные предметы, составляющие около 40% от всей программы, а в течение второго – около десятка дисциплин по выбору. Дневная или очная программа обучения подходит людям, желающим поменять специализацию, для чего, конечно, необходимо время и определенный набор курсов. К недостаткам же ее можно отнести достаточно высокую плату за обучение и необходимость оставить работу. Программы для руководителей среднего и высшего звена – Executive MBA – появились во многих бизнес-школах относительно недавно. Занятия по специальной программе для руководителей проводятся либо по выходным, либо в один из рабочих дней в течение двух лет. Типичный студент, обучающийся по такой программе, имеет за плечами не менее семи лет стажа и не может или не желает оставить свою работу. Бывает, что компании не хотят отпускать своих работников или столь сильно заинтересованы в повышении их квалификации без отрыва от работы, что готовы платить за их обучение. В таком случае человек будет трудиться неполный рабочий день и посещать школу несколько раз в месяц. Главный недостаток программы Executive MBA – ограниченный выбор курсов. По этой причине тот, кто хотел бы получить углубленные знания в какой-нибудь определенной специализации, а не только обучиться общему менеджменту, в итоге может быть несколько разочарован. К тому же необходимость «разрываться» между учебой и работой может негативно сказаться как на успеваемости, так и на профессиональной деятельности. Существуют одно– и двухгодичные программы МВА. Первые, иногда даже более короткие, до десяти месяцев, распространены в Европе, вторые – в США. Считается, что первые хороши для людей с экономическим образованием и большим опытом работы, вторые больше подходят для гуманитариев или людей с небольшим практическим опытом. О возможностях получения степени МВА в Узбекистане читайте в следующем номере нашей газеты. Автор: Евгения Ахадова, БВВ
|
|
О проекте Пользовательское соглашение Публичная оферта |
Прейскурант Как оплатить? Контакты |
Пособие кадровикам Публикации |