Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане. |
|
|
||||||||||||||||||||||||
Хочешь идти в гору, бери с собой талант21.11.2014 17:43:39Талант — это сотрудник, эффективность которого в заданных условиях превышает среднюю, скажем, в четыре раза. Ключевой момент — "в заданных условиях". Предположим, что есть начальник отдела продаж, который продает в пять раз больше, чем его средний менеджер. Он — талант? Может быть. Уточним задачу: он берет себе все входящие и самые интересные запросы клиентов. А теперь — талант? Или автогонщик Михаэль Шумахер. Он талант? Да, но в гонках "Формулы-1", то есть только в совершенно определенных и весьма узких границах. В качестве бухгалтера его никто использовать не стал бы — не эффективно. Не стоит воспринимать управление талантами как некий универсальный принцип — одним компаниям это нужно, другим — нет. Есть простой показатель: если объем расходов на персонал в бюджете компании не превышает 20–25 процентов и если основной бизнес слабо зависит от исполнителей, то думать об управлении талантами незачем. Нужно заботиться об управленческом учете, цепочке поставок, технологии производства и других полезных вещах. И соответственно, наоборот, если бизнес зависит от персонала, если кадровые проблемы невозможно решить без высококвалифицированных специалистов, если компания постоянно и планомерно растет, то управление талантами — это то, что нужно. Первые шаги Между прочим, идея "брать молодежь на вырост" больше не актуальна. Молодые выпускники из приличных вузов разбираются как горячие пирожки уже на третьем курсе, хотят в несколько раз больше, чем проверенные сотрудники с опытом, — на них же есть спрос, хорошо и активно учатся и цинично уходят в другую компанию, как только вы заговорите про результаты их работы. Считается, что управление талантами — это реализация простой идеи: "надо растить своих" или "брать молодых на вырост". В принципе достаточно донести ее значимость до всех линейных руководителей организации, на руководящие должности по возможности назначать своих сотрудников, а не искать на стороне, целенаправленно учить тех, кто хочет или должен учиться, регулярно оценивать достижения персонала и справедливо оплачивать их. Нельзя сказать, что этого мало. Так создаются условия, на основании которых и может строиться система управления. В теории... Управление талантами — это реализация довольно простых постулатов и идей:
Не все так спокойно на практике... Воплощение теории оказывается намного сложнее, чем кажется. Надо принимать на работу лучших. Однако это сложно. При текущей ситуации на рынке труда вопрос о том, чтобы выбирать, уже не стоит, хорошо бы хоть кого-нибудь найти. Стандартная схема "вакансия–анкета–рекрутер–собеседование" здесь не работает. Надо искать таланты внутри своей компании. Первый вопрос: как? Назначить талантом того, кто на виду, кто душа компании и вообще талантливый парень? Или того, кто лучше всех "пиарит" свои достижения? В компании с хотя бы тремя уровнями управления решение данной задачи становится делом очень непростым. А искать надо целенаправленно и регулярно. Таланты нужно целенаправленно "натаскивать", а самый эффективный метод — наставничество. Пять тысяч лет назад люди поняли, что знания передаются от мастера к ученику в процессе непосредственного ученичества. С тех пор ничего не изменилось, нужно "учиться новому делу только у того, кто умеет это делать лучше всех в мире — тогда частица удачи учителя переходит ученику" (Макс Фрай). В итоге, когда некому делегировать эту задачу, наставниками должны становиться непосредственно топ-менеджеры. Талант — это сотрудник компании, а не какого-то отдела. Например, у вас в отделе есть сотрудник, который все делает быстро, качественно и с превосходными результатами. Вы его холите, лелеете и заслуженно пользуетесь результатами его труда. В один прекрасный момент выясняется, что этот замечательный парень — талант. Теперь с ним напрямую будет общаться президент компании, и, возможно, его переведут в другой департамент, где все давно и безнадежно плохо, и получать этот талант будет в несколько раз больше, чем вы. Ваша реакция? Нормальные мысли линейного руководителя таковы: припрятать и пользоваться самому. А если тот уже засветился — "придушить" по-тихому из принципа "ни себе, ни людям". Правильно? Но у вас может быть по-другому. Все остальные постулаты вызывают не меньше проблем и вопросов, но, тем не менее, лучше им следовать. Кто не рискует, тот не получает талантов Если компания численностью 1000 человек решила целенаправленно работать с талантами, это значит, что:
В итоге в компании создается еще один уровень управления, который надстраивается над существующим: компания из двухмерной становится трехмерной. Условным показателем эффективности данного мероприятия будет размер дохода или оборота на одного сотрудника в среднем. Посчитайте его до начала работ, считайте и сравнивайте результаты — в процессе. В лучшем случае путь от идеи до реализации занимает примерно год, затраты исчисляются сотнями тысяч. Хотя на практике гораздо чаще бывает по-другому: два-три менеджера компании идут на семинар по проблемной теме, все узнают и с новым знанием продолжают делать все то же, что делали раньше. Зато тема изучена и закрыта. Правда, зачем? Внедрение технологии управления талантами является обычной бизнес-идеей с приличными вложениями и потенциальной рентабельностью, т. е. речь идет о соотношении высоких рисков с ожидаемой прибылью, но не более того. Кадровый резерв — это "скамейка запасных" Управлять талантливыми людьми всегда непросто, в масштабах же компании это требует виртуозного исполнения. Сколько ошибок было совершенно организациями, которые формировали свой кадровый резерв и не знали, что с ним делать дальше. Для сотрудника же, попавшего в него, было очевидным, что через некоторое время его должны назначить на руководящую должность, т. к. "скамейка запасных" это и подразумевает. Не перейдя через год-два в основной состав, обиженный и разочарованный "резервист" покидал компанию, обеспечив ей "утечку мозгов". Таким образом, сформированный резерв еще не является результатом. Важно правильно организовать процесс управления талантами, каждый этап которого важен сам по себе и представляет собой: Осознание компанией того, что управление не всеми сотрудниками должно быть одинаковым. На практике это самый длительный этап, так как именно на понимание руководителями того, что ключевые, талантливые сотрудники требуют к себе индивидуального подхода, тратятся годы. Определение сотрудников, которые должны попасть в зону повышенного внимания (ЗПВ) компании. Кого вы будете считать талантами? Критерии отбора можно изложить в виде модели корпоративных компетенций, а отбор произвести через экспертный опрос ключевых руководителей либо классическую оценку. Важно также поставить ограничение — не более 20 процентов сотрудников компании могут попасть в ЗПВ. Выделение внутри группы талантов трех сегментов — менеджеры (среднего звена), квалифицированные эксперты, молодые специалисты. Их объединяет одно — по своим профессиональным и личностным компетенциям они ближе других к образу идеального сотрудника и, что немаловажно, хотят работать и развиваться именно в этой компании. В остальном же их интересы, а соответственно, и методы управления их талантами различны. Для каждого из этих трех сегментов будет своя программа развития, наставничества и поощрений. Это, безусловно, должно быть связано с достижением компанией своих целей, но управление талантами, как никакой другой организационный процесс, требует индивидуального подхода. Абсолютно обоснованно создание новых проектов под конкретного сотрудника, гибкий график работы для него, специальные зарубежные стажировки. Главное — помнить, что эти люди требуют от компании повышенного внимания к себе и при правильном отношении к ним способны обеспечить 80% всех ее результатов. Подготовлено специалистами проекта UzJobs по материалам интернет-СМИ
|
|
О проекте Пользовательское соглашение Публичная оферта |
Прейскурант Как оплатить? Контакты |
Пособие кадровикам Публикации |