Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
Язык сайта: Рус  Eng 
UzJobs - Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
         
Компании
1033
Вакансии
18
Резюме
3532
Курсы
0
Учебные заведения
31
 

Публикации

Поиск среди публикаций:    

  Рубрики:   Психология управления | В фокусе - кадры | Советы рекрутера | Мнение экспертов
Отвечаем на вопросы | HR-специалистам на заметку | Женщина и Карьера | Портрет профессии
Рекрутинг в разрезе | Словарь карьериста | Рынок труда и образования
 

Эмоциям на рабочем месте... быть или не быть?

12.09.2013 15:32:26

Большинство коучей и бизнес-консультантов настоятельно советуют оставлять все свои чувства и переживания за порогом рабочего кабинета. Но сотрудники – не бездушные машины, и даже самый черствый начальник нет-нет, да и уронит скупую слезу на квартальный отчет. Могут ли эмоции и бизнес существовать вместе, и какие проблемы ожидают чересчур несдержанных работников?

Авторы десятков тысяч книг о построении карьеры  утверждают, что единственные чувства, которые вы можете выказывать своим коллегам по работе и клиентам – бесконечное добродушие и приветливость. Все остальные эмоции рекомендуется запереть на ключ и положить на самую дальнюю полку, ибо бизнес и эмоции не могут существовать вместе. Как  гласит Восточная мудрость: «Прежде чем войти в чужой дом, надень улыбку». Тот же принцип действует и на работе. В бизнесе неприемлемы любые проявления личных эмоций, и все чувства надежно прячутся за приветливой дежурной улыбкой.  Способность контролировать свои эмоции позволяет сотрудникам принимать объективные, беспристрастные и, как следствие, качественные решения, в основе которых лежит логика и экономический расчет.  Но насколько оправдан такой подход?  

Когда эмоции зашкаливают

Психологи советуют четко разделять все эмоции, которые проявляются на работе, на две категории: переживания, не связанные с трудовой деятельностью, и эмоции, имеющие деловой контекст. К первым можно отнести события в личной жизни, семейные неурядицы и прочие факторы, никак не связанные с вашей работой. К примеру, недомогание любимого домашнего питомца – печальное событие, но маловероятно, что ваш начальник согласится с тем, что это уважительная причина ухудшения качества выполняемых вами профессиональных обязанностей.

Гораздо сложнее оценить уместность проявления эмоций делового происхождения. Все мы – живые люди, и «отключать» свою чувствующую, переживающую часть мы не можем. В то же время мы работаем в окружении и во взаимодействии с другими сотрудниками и не должны доставлять им неудобства своей чрезмерной или неконтролируемой эмоциональностью. «Золотая середина», вероятно, состоит в том, что наши эмоции проявляются и в офисе, но в «дозированном» объеме и в адекватной форме. Истерики, взрывы гнева, рыдания, раскаты хохота неприемлемы в деловой жизни офиса. А вот показать, что вы не удовлетворены или, наоборот, обрадованы, обеспокоены или воодушевлены – можно и даже иногда нужно. Эмоции во взаимоотношениях между людьми – вовсе не пятое колесо, а естественная составляющая. Конечно, в деловом контексте ее роль меньше, чем в личном, но она присутствует и помогает взаимопониманию. Абсолютно безэмоционального работника вряд ли можно считать эталоном: общение с ним, ограничивающееся даже сугубо деловой коммуникацией, будет для большинства людей малоприятным или даже вызывающим некоторый дискомфорт.

Последствия чрезмерного проявления эмоций могут быть не очень благоприятными. Безусловно, приятно и правильно, когда коллеги, видя ваше плохое настроение или озабоченность, стараются принять участие в вашей проблеме, посочувствовать или помочь советом. Это нормальная реакция людей, которым вы небезразличны. Другое дело, когда излишняя эмоциональность становится нормой для сотрудника. Если такая ситуация повторяется регулярно, скорее всего, это вызовет недопонимание и даже раздражение у ваших коллег. Ведь у них самих трудностей не меньше: ребенок получил двойку, машину нужно сдавать в автосервис, а тут вы со своими слезами. Начальство тоже вряд ли захочет созерцать чрезмерно эмоционального подчиненного, от которого неизвестно чего ожидать. А про клиентов даже и говорить излишне: представьте, что вы пришли в ресторан, а вас обслуживает хмурый, недовольный официант. Вряд ли вам захочется вернуться сюда снова.

Перегибы на местах

Поняв, что проблемы на работе, возможно, вызваны вашей излишней эмоциональностью, не спешите праздновать победу над собой: осознание ошибки – лишь первый шаг. Казалось бы, выйти из сложившейся ситуации довольно легко: надо лишь запретить себе проявлять какие-бы то ни было эмоции на работе. С коллегами разговаривать сухо и только по делу, а с начальником  соглашаться  на любые его предложения, не жалуясь и не причитая. Однако, по мнению экспертов, проблема с излишним проявлением эмоций гораздо серьезнее и глубже, чем может показаться, и эмоциональное «голодание» может привести к еще большим трудностям. Потому как раздражение, недовольство, обиды, разочарования накапливаются, и раньше или позже происходит взрыв, часто из-за ничтожного повода. Да и расхожая фраза «все болезни – от нервов» тоже не лишена оснований: все больше заболеваний рассматриваются сейчас как психосоматические.

Но помимо проблем со здоровьем (как психическим, так и физиологическим), запрет на эмоции может серьезно навредить вашей карьере. Работать же совсем без эмоций очень сложно. Когда по долгу службы приходится постоянно контролировать проявление собственных чувств, создается эмоциональное перенапряжение. Если вовремя не принять меры, оно с легкостью трансформируется в профессиональное выгорание, а также нанесет непоправимый вред человеческой психике.

Если хочешь быть здоров

Так как же разобраться со своими эмоциями,  да еще и без вреда для здоровья? Психологи утверждают, что эта задача весьма сложная, однако есть множество методик и приемов, которые могут освоить все желающие. К одной из таких методик относится  техника   «Я – высказывание». Ее суть состоит в том, что человек говорит о своих переживаниях в связи с действиями другого человека, а не выплескивает на него свои эмоции. Сравните: «Вы – некомпетентный, безответственный лентяй!» и «Когда Вы присылаете мне отчет с задержкой, это создает проблемы, и я недоволен, что так происходит уже в третий раз». Конструкция «Я – высказывания» более сложная, чем личностное обвинение, но оно не оскорбляет, а потому не вызывает отрицания, защиты или ответных обвинений, благодаря чему деловой вопрос может обсуждаться максимально конструктивно.

Однако лучше всех специализированных методик и приемов избежать проявления негативных эмоций  и обрести душевный покой помогает простой позитивный взгляд на жизнь, который позволяет быть всегда искренне приветливым с коллегами и клиентами. А если настроение не задалось с утра, то существует несколько вариантов исправить ситуацию. Например, вспомнить что-нибудь хорошее, что вызовет у вас приятные ощущения. Также можно  разделить лист бумаги на две части и на одной стороне написать все хорошее, что есть сейчас в вашей жизни, а на второй – что бы вы хотели изменить. И, как правило, в первой половине всегда оказывается больше пунктов, которые несомненно поднимут вам настроение.

Подготовлено специалистами проекта «UzJobs» по материлам Интернет СМИ


< Назад  


 
Личный кабинет





Яндекс.Метрика



 

  О проекте
Пользовательское соглашение
Публичная оферта
  Прейскурант
Как оплатить?
Контакты
  Пособие кадровикам
Публикации
 

Copyright © 2000 — 2024 SAIPRO