Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
Язык сайта: Рус  Eng 
UzJobs - Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
         
Компании
1039
Вакансии
13
Резюме
3724
Курсы
0
Учебные заведения
31
 

Публикации

Поиск среди публикаций:    

  Рубрики:   Психология управления | В фокусе - кадры | Советы рекрутера | Мнение экспертов
Отвечаем на вопросы | HR-специалистам на заметку | Женщина и Карьера | Портрет профессии
Рекрутинг в разрезе | Словарь карьериста | Рынок труда и образования
 

Цена успеха

27.08.2013 15:01:25

На сюжете о том, как социальное неравенство разделяет людей, построено множество литературных произведений и художественных фильмов. Оказавшись на разных ступенях карьерной лестницы, бывшие друзья превращаются в соперников и даже классовых врагов или прос­то расходятся, осо­знав, что их отношения уже никогда не будут прежними. Возможно ли иное развитие событий?

Многое в этой драматичной ситуации зависит от того, насколько сильно изменились обе стороны, а также от степени их взаимной привязанности. Готовы ли они идти на уступки, подстраиваться, принимать чужую позицию? Попробуем разобраться, действительно ли с человеком, поднявшимся на вершину, происходят необратимые изменения, которые делают его чужим для близких прежде людей.

Карьерист или успешный человек?

Последнее время все больше людей отождествляют жизненную успешность исключительно с профессиональной реализацией. Встречая старых друзей, мы в первую очередь интересуемся, кем они работают, какую должность занимают, ведь сложившаяся карьера означает авторитет, достаток и благополучие. Но способно ли все это обес­печить человеку внутреннюю гармонию? Какова цена высокого статуса? Встречаются ли те, от кого построение карьеры не требует жертв?

У человека, прошедшего определенный карьерный рубеж, формируются новые привычки, меняется круг общения – и чем дальше, тем разительнее. В какой-то момент зани­маемая должность словно подстраивает своего обладателя под себя, он становится похож на людей «своего круга», то есть тех, кого он видит каждый день на работе, кто стоит с ним на одной ступени или немного выше. Он равняется на больших и серьезных руководителей. У многих эти изменения затрагивают все сферы жизни. Иными словами, возвращаясь домой, такие люди «строят» свою семью так же, как и подчиненных на работе, критикуют друзей, подчеркивая свой особый статус, избегают общения с менее обеспеченными родственниками и т.п.

Но есть и те, кто сохраняет своего рода точку отсчета. В определенном кругу – с родными, близкими друзьями, возможно, со своим университетским преподавателем – этот человек снимает маску строгости и важности, становясь самим собой. 

Внешнее и внутреннее

Получается, что изменения, происходящие с человеком, можно разделить на две категории. Одни будут касаться внешних проявлений, а другие – внутреннего состояния. Вот что рассказывают о подобных личностных трансформациях те, с кем они происходили.

Рустам Р., директор по маркетингу: «Карьерные изменения очень сильно затронули мою жизнь в той части, которую я всегда считал личным делом. Как только меня повысили, руководитель вызвал к себе и сообщил, что мне нужно отказаться от джинсов, носить костюм, сделать более строгую стрижку и т.п. Первоначально я готов был возмутиться и даже сопротивляться, но очень быстро осознал, что на всех совещаниях и переговорах, особенно там, где я один представляю свою компанию, я не могу позволить себе вольности в одежде, иначе буду выглядеть белой вороной. На круг­лых столах, проходящих в присутствии журналис­тов, обычно делают фотографии, которые потом размещают в определенных изданиях, – пусть узкопрофильных, но и этого достаточно, чтобы выставить организацию в невыгодном свете. Как следствие, пришлось полнос­тью пересмотреть свой гардероб. 

В какой-то момент необходимо делать выбор, что важнее – принципы (причем зачастую мнимые – меня же не заставляют что-то украсть) или желание и возможность делать карьеру. Некоторые мои друзья, имея хорошее образование и значительный опыт работы, все время жалуются, что их не продвигают по службе. При этом они посмеиваются над тем, что я стал выглядеть солиднее, и с гордостью заявляют, что их-то никто не заставит так одеваться. Получается, что они сами ставят непреодолимый барьер между собой и карьерным ростом».

Елена З., руководитель отдела продаж: «Мне всегда казалось, что начальники ведут себя слишком заносчиво и строго. Авторитета у коллег вполне можно добиться и без особенной суровости, а руководителя, который держится на равных с подчиненными, будут больше ценить и уважать. Поэтому после своего повышения я не стала «напускать строгость» и решила поддерживать в своем отделе такие же отношения, которые были и до моего назначения. Однако никакого уважения я не добилась. Наоборот, две мои коллеги сразу же воспользовались ситуацией и начали опаздывать, надолго уходить на обеденный перерыв, порой демонстративно пренебрегать своими обязанностями. Вместо оправданий они только отшучивались, надеясь на то, что я, желая сохранить дружбу, не стану их наказывать. Постепенно отдел все больше расхолаживался. Это было похоже на ситуацию в школе, когда учитель ненадолго вышел из класса, а предоставленные сами себе дети вытворяют все что хотят.

В результате мне пришлось применить начальственный тон, пригрозить наказаниями и поставить на место тех, кто особенно зарвался. И хотя я не требовала ничего особенного, а лишь выполнения тех обязанностей, за которые люди получали зарплату, на меня все обиделись. В конце концов, мне удалось найти оптимальный уровень жесткости, но усилий на это ушло куда больше, чем если бы я с самого начала проявила себя грамотным руководителем. Когда через некоторое время я пришла на новое место, то сразу же установила удобную мне дистанцию с подчиненными. Теперь я просто уверена – невозможно быть хорошим для всех. Можно быть демократичным руководителем, но при этом стоять на ступень выше подчиненных. Совсем не обязательно кричать и срываться, однако должен присутствовать авторитет, нельзя допускать панибратства. Это очень тонкая грань, но истинный лидер обязательно сможет на ней удержаться».

Выходит, для построения успешной карьеры вовсе нет нужды идти по головам и отказываться от своих моральных принципов. Хотя всегда находятся те, которые именно так и поступают, для большинства все-таки достаточно небольшой внутренней перестройки, осознания своего нового статуса и соответствия ему. Не стоит осуждать карьерис­та за произошедшие в нем изменения: часть из них – внешние, а в глубине души он остается тем же, кем был раньше.

Как общаться с карьеристом?

И все-таки окружающим часто бывает непросто выстроить отношения с таким человеком. Поскольку у него становится меньше времени на общение, близким кажется, что он перестал ими интересоваться. Находясь на высоком посту, он привыкает анализировать и не поддаваться эмоциям, а им кажется, что он стал менее участливым. В результате очень быстро формируется ярлык: разбогател – зазнался. Дружба рушится, хотя на самом деле никакой причины для этого нет.

Находясь в близких, родственных или дружес­ких отношениях с человеком, который всерьез занимается своим карьерным ростом, и, будучи заинтересованными в сохранении хороших отношений, старайтесь соблюдать некоторые правила.

  • · Если вы были коллегами, а сейчас ваш друг поднимается вверх по служебной лестнице, не демонстрируйте на людях свои приятельские отношения – это создает дву­смысленную ситуацию. При других сотрудниках называйте его так же, как и все, – по имени и отчеству, избегайте панибратства и т.д.
  • · Не просите похлопотать за вас по работе. Если хотите, чтобы ваши отношения оставались прежними, воспринимайте его как человека, который никак не может повлиять на вашу карьеру. Единственное, чем он вам может помочь, – это дать деловой совет, чаще всего ценный, хотя и требующий значительного приложения усилий с вашей стороны. Но по-другому карьера и не строится.
  • · Не ждите от людей аналитического склада ума (а именно такими и являются многие руководители) эмоционального сочувствия. Они, как правило, не могут просто выразить сожаление по какому-то поводу – им нужно действовать. Если вы пожалуетесь на проблему, то они постараются ее решить или посоветуют, как лучше поступить, но просто сидеть и вздыхать не способны. Если же вас раздражают советы, лучше не жалуйтесь, а найдите какую-то тему для разговора, которая будет приятна всем.
  • · Не высмеивайте его изменившийся внешний вид, интерес к дорогим вещам. Имидж – это часть карьеры; человеку наверняка тоже неловко, что он выглядит более богатым. Не старайтесь подчеркнуть разницу в материальном положении. Постоянные разговоры в духе «тебе-то хорошо, ты богатый, можешь себе все позволить...» очень раздражают.
  • · Не стоит воспринимать дорогие презенты как нечто, обязывающее вас ответить тем же. Не нужно реагировать фразой: «Зачем было так тратиться?». Человек выбирал для вас подарок, потратив на это не только деньги, но и душевные силы, – так порадуйтесь, покажите, что вам приятна его забота.
  • · Не требуйте много внимания и не обижайтесь на его отсутствие. Научитесь подстраиваться: да, у него теперь меньше времени, а значит, вам необходимо быть гибче. И не воспринимайте это как личное оскорбление. «Медные трубы» – тяжелое испытание, не забывайте об этом. Если вы действительно дорожите общением с этим человеком, проявите понимание.

В качестве поучительного примера можно привести историю, рассказанную Умаром Ф., руководителем ИТ-отдела консалтинговой компании: «У меня есть два университетских друга, – Руслан и Дильшод, – с которыми мы вместе учились и начинали работать программистами. Но меня больше интересовала работа в техподдержке – именно в этом направлении я и развивался. Сначала работал системным администратором в небольшой компании, потом перешел в более крупную организацию и стал руководить отделом. Больше всего я боялся стать похожим на нелюдимого, замкнутого, чудаковатого «компьютерщика», а вот моих друзей такой имидж вполне устраивал. Руслан продолжал работать в небольшой компании программистом, а Дильшод перешел на фриланс и занимался разработкой сайтов. В какой-то момент в общении с ними я начал чувствовать себя белой вороной. Я руководитель, с хорошей зарплатой, машиной, путешествующий по миру и вполне довольный своей жизнью. А вот мои друзья постоянно жалуются, что еле сводят концы с концами, причем один все время рассказывает, как его притесняет начальство, а другой бурчит, что клиенты опять не оценили его гениальных задумок. Сколько я ни пытался им объяснить, что нужно социализироваться, подстраиваться под других, – бесполезно. Каждый раз мы только ругались, и в результате я выслушивал упреки в том, что не могу войти в их положение, зазнался, стал снобом.

Вскоре я понял: если не хочу потерять друзей, то лучше перестать их критиковать и воспитывать. Мы больше не касались этих тем в разговоре, но я все-таки иногда рассказывал, как у меня в отделе молодые ребята-выпускники стараются изо всех сил и получают вполне достойную зарплату, или о том, какие перспективы есть в тех сферах, где каждый из них работает. И я заметил, как мои друзья начали постепенно меняться. Руслан перестал спорить с шефом и стал в нормальной, доброжелательной форме доносить свои идеи, так что теперь ему доверяют крупные проекты. Дильшод, в свою очередь, научился быть обходительнее в общении, стал более деликатно «окучивать» клиентов, учитывать их пожелания, а не навязывать собственное мнение. Теперь заказов у него столько, что пришлось привлечь к работе младшего брата. А главное – мы сохранили нашу дружбу и снова можем общаться на равных».

Помните, друзья и близкие люди – это большой дар, который нужно беречь и ценить. В жизни бывают разные времена, у всех случаются и взлеты, и падения, поэтому не спешите осуждать человека, считать, что он зазнался, наклеивать какой-то ярлык. Не пытайтесь сравнивать себя с ним. Ведь каждый выбирает в жизни то, что интересно и важно именно ему: разве можно сказать, кто успешнее – пианист или боксер? Прос­то порадуйтесь за успехи своего друга, ведь тому, чья карьера идет вверх, бывает очень непросто. Научившись понимать карьериста, вы, возможно, откроете в своей трудовой биографии новую страницу, которая приведет вас к взлету по карьерной лестнице. 

Подготовлено специалистами проекта UzJobs по материалам интернет-СМИ


< Назад  


 
Личный кабинет





Яндекс.Метрика



 

  О проекте
Пользовательское соглашение
Публичная оферта
  Прейскурант
Как оплатить?
Контакты
  Пособие кадровикам
Публикации
 

Copyright © 2000 — 2024 SAIPRO