Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
Язык сайта: Рус  Eng 
UzJobs - Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
         
Компании
1063
Вакансии
17
Резюме
4260
Курсы
0
Учебные заведения
31
 

Публикации

Поиск среди публикаций:    

  Рубрики:   Психология управления | В фокусе - кадры | Советы рекрутера | Мнение экспертов
Отвечаем на вопросы | HR-специалистам на заметку | Женщина и Карьера | Портрет профессии
Рекрутинг в разрезе | Словарь карьериста | Рынок труда и образования
 

Организационная структура и ее типы

26.05.2015 00:36:40

Организационная структура – это совокупность подразделений организации и связей между ними. В её рамках между подразделениями распределяются управленческие задачи, определяются ответственность и полномочия должностных лиц. Структура строится в соответствии со стратегией развития организации, она призвана обеспечить оптимальный её масштаб на разных уровнях и экономию ресурсов.

Выбор организационной структуры производится на основе таких факторов, как организационно-правовая форма предприятия, сфера его деятельности, используемые технологии, масштабы предприятия, внутренние и внешние информационные потоки, рынки, на которые оно выходит в процессе своей деятельности, степень обеспеченности ресурсами и др.

Несмотря на многообразие структур управления, которые встречаются в разных организациях, существует несколько их универсальных видов, к числу которых относятся линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная и матричная организационные структуры. Бывают случаи, когда внутри одной компании (как правило, крупной) выделяются обособленные подразделения, или департаменты. Тогда структура становится дивизиональной. Рассмотрим подробнее каждый из типов.

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

Линейная структура

Для такой структуры характерна вертикаль: руководитель высшего звена – линейный руководитель (подразделения) – исполнители. Связи только вертикальные, отдельные функциональные подразделения отсутствуют.

Преимущества линейной структуры: простота, конкретность заданий и четкость их исполнения.

Недостатки: повышенные требования к квалификации руководителей и их высокая загруженность. Линейная структура используется в небольших организациях с минимальной специализацией и несложной технологией. 

 

Линейно-штабная структура

По мере развития и роста предприятия, линейная структура может преобразоваться в линейно-штабную. Эта структура аналогична предыдущей, но теперь управление сосредотачивается в штабах. Это происходит с появлением группы работников, которые не дают прямых распоряжений исполнителям, но выполняют работы консультационного характера и готовят управленческие решения.

Функциональная структура

Дальнейшее усложнение производства требует специализации работников, отделов, участков, цехов и т. д. Начинает формироваться функциональная структура управления, в которой распределение работ происходит по функциям.

При такой структуре организация делится на элементы, каждый из которых имеет определенные задачи и функции. Как правило, она используется в организациях с небольшой номенклатурой и стабильными внешними условиями. Здесь присутствует вертикаль: руководитель – функциональные руководители (производство, финансы, маркетинг) – исполнители. Прослеживаются также межуровневые связи.

Преимущества: более углубленная специализация, повышенное качество управленческих решений; возможность управления многопрофильной и многоцелевой деятельностью.

Недостатки: размыты функции руководителя, слабая координация действий функциональных подразделений, управленческие решения принимаются медленно, функциональные руководители не несут ответственности за конечный результат работы предприятия.

Линейно-функциональная структура

При такой структуре управления появляется два типа связей: основные – линейные и дополняющие – функциональные. В результате устраняются недостатки как линейного, так и функционального типов управления. В задачи функциональных служб входит подготовка данных для линейных руководителей, которые в свою очередь, принимают на основании этих данных компетентные управленческие или производственные решения.

Матричная структура

Матричные или программно-целевые структуры управления возникают в связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции. Суть такой структуры состоит в том, что в действующих подразделениях создаются временные рабочие группы, задачей которых становится реализация целевых проектов и программ. Примером таких структур являются авиакосмические предприятия, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков и пр.

Преимущества: достигается гибкость в распределении кадров, инновации внедряются намного быстрее, руководитель проекта чувствует персональную ответственность за результаты работы группы, что делает эффективной реализацию проектов.

Недостатки: работники группы оказываются в двойном подчинении, из-за чего могут возникать конфликты и осложняются информационные связи. 

Дивизиональная структура

Структура управления такого типа используется в крупных организациях и способствует устранению недостатков функциональных структур. Распределение задач и обязанностей происходит здесь не по функциям, а по виду выпускаемой продукции или же по регионам деятельности. В каждом дивизиональном отделении формируются свои подразделения по производству, сбыту, снабжению и т.д. Данная структура используется в корпорациях с особо крупными масштабами. Дивизионы могут создаваться по нескольким характерным признакам, образуя полуавтономные структуры, например:

– Продуктовую. В данном случае отделы формируются по видам продукции (например, «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс»). Ответственность за производство и сбыт данного продукта возлагается на одного руководителя. Структура такого рода эффективна при разработке новых видов продукции.

– Региональную. Дивизионы создаются по месту расположения подразделений компании, особенно если она ведет международную деятельность (например, Coca-Cola, Nestle). Такая структура эффективна при географическом расширении рыночных зон.

– Организационную. Дивизионы формируются вокруг определенных потребительских групп (например, филиалы институтов, коммерческие банки). Структура эффективна для удовлетворения потребительского спроса.

Преимущества дивизиональной структуры: вышестоящие руководители освобождаются от решения ряда текущих задач. Посредством децентрализованной системы управления обеспечивается высокая эффективность деятельности отдельных дивизионов.

Недостатки: возрастают расходы на управленческий персонал; осложняются информационные связи, длинная цепь команд иногда приводит к неуправляемости

Итак, мы рассмотрели универсальные типы управленческих структур, познакомились с их преимуществами и недостатками. О том, как построить эффективную организационную структуру для своего предприятия, читайте в следующей статье нашей рубрики.

Подготовлено специалистами проекта «UzJobs» по материалам интернет СМИ.


< Назад  


 
Личный кабинет

В активном поиске работы
Насыров Раиль
Дата рождения:
27.12.1995
Образование: Среднее специальное

Специализация:
• Информационные технологии и Интернет / Руководитель группы
• Техническое обслуживание и поддержка / Главный специалист
• Техническое обслуживание и поддержка / Менеджер

Как сюда попасть? Очень просто!Зарегистрируйтесь на нашем сайте, заполните резюме и воспользуйтесь услугой «Разместить резюме на рекламной площадке». Стоимость услуги указана в
Прейскуранте.






Яндекс.Метрика



 

  О проекте
Пользовательское соглашение
Публичная оферта
  Прейскурант
Как оплатить?
Контакты
  Пособие кадровикам
Публикации
 

Copyright © 2000 — 2024 SAIPRO