Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
Язык сайта: Рус  Eng 
UzJobs - Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
         
Компании
1233
Вакансии
106
Резюме
4131
Курсы
0
Учебные заведения
52
 

Публикации

Поиск среди публикаций:    

  Рубрики:   Психология управления | В фокусе - кадры | Советы рекрутера | Мнение экспертов
Отвечаем на вопросы | HR-специалистам на заметку | Женщина и Карьера | Портрет профессии
Рекрутинг в разрезе | Словарь карьериста | Рынок труда и образования
 

Уход руководителя: как преодолеть кризис?

14.08.2014 12:16:52

Как правило, при смене руководства многие сотрудники тоже уходят, а это повышает риски. И в этой связи очень важна роль директора по персоналу и кадровой службы в целом. Ситуация может развиваться по нескольким сценариям.

Первый сценарий

Шеф уходит на новое место работы и уводит с собой свою команду. При этом происходит не только "утечка мозгов", но и зачастую — конфиденциальной информации, готовых наработок, а также потеря клиентов. Если бывший руководитель уходит обиженным, то возможность увести ключевых специалистов — типичный способ отомстить. Это наиболее опасная ситуация для компании: очевидно, что для увольняющихся сотрудников данный руководитель является лидером, который значит для них больше, чем сама компания с ее продукцией, имиджем на рынке, корпоративной культурой. Практически это означает, что бизнес был завязан на одном человеке, и его уход спровоцировал развал всего коллектива.

Согласно статистике, большинство сотрудников, последовавших за своим руководителем, начинающим новый бизнес "с нуля", ничего не выигрывают: он может оказаться не в состоянии выполнить свои обещания по независящим от него причинам, а проект может не осуществиться.

Второй сценарий

Шеф находит новую работу и постепенно начинает переманивать бывших коллег с целью создания своей команды. Эта ситуация менее опасна для компании: специалисты уходят не сразу и у службы персонала есть время, чтобы найти им замену.

Третий сценарий

Увольнение бывшего руководителя и уход его команды как акция протеста против неадекватного поведения нового шефа или его некомпетентности, стиля управления, а также несогласие с переменами, происходящими в компании, которые не устраивают большинство сотрудников.

Четвертый сценарий

Назначение нового руководителя приводит к увольнению ряда сотрудников. Это происходит тогда, когда на место прежнего руководителя приходит новый, чей стиль управления, методы ведения бизнеса, характер кардинально отличаются от прежнего шефа — отношения с ним у многих сотрудников просто не складываются. В этом случае одни сотрудники обращаются с просьбой о трудоустройстве к бывшему руководителю, а другие ищут новое место работы.

Пятый сценарий

Приходит новый руководитель и начинает приводить своих людей — надежных, проверенных, которых он знает в работе. Возможность видеть знакомые лица, понимание и поддержка "своих" поможет ему быстрее адаптироваться на новом месте. В коллективе может возникнуть напряженная ситуация противостояния между двумя командами. Чаще всего для представителей "старой" команды увольнение — это вопрос времени, и в течение года после смены руководства они все равно уходят.

Что делать?

Служба персонала может значительно снизить риски ухода ключевых специалистов при смене руководства. Но, конечно, если будет действовать грамотно.

Прежде всего, необходимо выстроить структуру, в которой каждый руководитель и специалист не является незаменимым, а клиенты не завязаны на конкретного человека и работают в первую очередь с компанией. В крупных компаниях, где прописаны зоны ответственности, отлажены все бизнес-процессы, подготовлены заместители, уход группы специалистов отразится на бизнесе менее ощутимо. Во-вторых, менеджер по управлению персоналом должен чувствовать атмосферу в компании, настроения в коллективе: ведь часто люди уходят вовсе не из-за плохих условий работы, а из-за отсутствия понимания и участия со стороны руководства. В-третьих, важны методы профилактики: это и своевременное выявление "якорей мотивации" сотрудников, и тщательный отбор специалистов, и правильно разработанные системы мотивации, и компенсационные пакеты, и проведение мероприятий, способствующих сплочению корпоративного духа.

Если сотрудника все устраивает (у него интересная и перспективная работа, все процессы отлажены, выстроены деловые связи, его окружает высокопрофессиональный и дружный коллектив, а компенсационный пакет вполне конкурентоспособный), то велика вероятность, что в критической ситуации сработает эффект "старого халата". Такого специалиста будет удерживать привычная обстановка и переманить его даже предложением несколько более высокого уровня заработной платы будет непросто. 

На практике

В качестве примера приведем случай из практики.

В компании-дистрибьюторе, осуществляющей контрактные поставки импортной продукции из Европы и существующей более восьми лет, происходит разделение собственников. Компания имеет разветвленную дистрибьюторскую сеть, постоянных клиентов — оптовые фирмы и розничные сети. Продукция вполне конкурентоспособна, уже хорошо известна и востребована. Количество сотрудников компании за годы ее деятельности выросло в несколько раз — это высокопрофессиональные и успешные специалисты. Бизнес стабилен, объем продаж неуклонно растет.

И вот на этом этапе компания переживает кризис: два учредителя, стоявших у истоков создания бизнеса, уходят из компании и создают конкурентную структуру. Один из них занимал должность исполнительного, а другой — коммерческого директора. Второй создал коммерческую службу "с нуля" — участвовал в разработке бизнес-плана и стратегии развития компании, выбирал поставщиков, нарабатывал клиентскую базу, создавал команду менеджеров, планировал бюджет, разрабатывал стратегию вывода данной продукции на рынок, планировал мероприятия по ее продвижению. На нем завязаны основные деловые контакты с поставщиками и ключевыми клиентами. Сотрудникам нравилось работать под его началом: это харизматический лидер, для которого характерен демократический стиль управления.

Уходя из компании, бывшие учредители приглашают в новую структуру свою команду — весь отдел продаж во главе с руководителем отдела и менеджера по маркетингу и рекламе. Они рассчитывают продолжить работу с теми же самыми поставщиками и клиентами. После их ухода в компанию был приглашен новый коммерческий директор — высокопрофессиональный и успешный менеджер, но человек довольно жесткий.

Коллектив начинает "лихорадить", перед сотрудниками возникает дилемма: уходить или оставаться? С одной стороны, они опасаются изменений, происходящих в компании, с другой — боятся потерять стабильность, устойчивый уровень доходов, налаженные деловые контакты. Здесь сложился дружный высокопрофессиональный коллектив, проводятся тренинги, корпоративные праздники. Многие сотрудники работают в компании со дня ее основания. Разумеется, все это им терять не хочется. Однако, сработаются ли они с новым руководителем? Большинство понимают, что, уходя, они ничего не выигрывают. Будет ли новый бизнес успешным? Не придется ли уходить уже с нового места работы? С другой стороны, какова будет политика нового руководства? Не приведет ли уход двух учредителей к потере ряда стратегических клиентов, уменьшению доли компании на рынке, нестабильности и в конечном итоге к снижению уровня доходов сотрудников?

В сложившейся ситуации перед HR-директором компании были поставлены две задачи. Первая — способствовать скорейшей адаптации нового коммерческого директора и завоеванию им доверия в коллективе. Вторая — удержать ключевых специалистов компании и помочь им наладить взаимоотношения с новым руководителем.

Прежде всего, HR-директор составил и утвердил у руководства целый комплекс необходимых действий. Были запланированы:

  • Мероприятия по адаптации нового коммерческого директора;
  • Мероприятия по выявлению мотивации, обеспечению лояльности и удержанию ключевых сотрудников;
  • Мероприятия по профессиональному развитию сотрудников;
  • Корпоративные мероприятия, направленные на поддержание корпоративного духа.

В день прихода нового руководителя в офисе провели общее собрание, на котором он был представлен коллективу. В корпоративной газете заранее была размещена информация о нем: краткая биография, сведения о профессиональных достижениях и наиболее интересных проектах, осуществленных под его руководством. В итоге ни у кого не возникло сомнения в профессиональной компетентности нового коммерческого директора. Его начали активно вводить в курс дела: были подготовлены отчеты, все необходимые документы, представлены планы развития по всем ключевым подразделениям. Все руководители подразделений (включая директоров филиалов) были приглашены на беседу с новым коммерческим директором для обсуждения достигнутых результатов и планов дальнейшего развития. 

 

Службой персонала были разработаны несколько видов анкет. Согласно результатам анкетирования, около 70% сотрудников были довольны работой в компании и хотели бы остаться, но опасались перемен, происходящих в компании. Около 20% сотрудников считали, что разделение собственников приведет к потере ряда клиентов и уменьшению доли рынка. Около 10% сотрудников считали, что смена руководства приведет к необходимости смены работы, из них только половина рассматривала вариант трудоустройства в компанию бывших руководителей. Всего около 25% работников были готовы рассматривать вакансии компаний-конкурентов. Около 75% сотрудников высказали пожелания о повышении квалификации, 20% были заинтересованы в карьерном росте, 10% хотели расширить свой профессиональный опыт или работать на более интересных проектах и около 15% сотрудников были заинтересованы только в повышении уровня заработной платы.

Все полученные данные были обработаны и использованы для выработки дальнейшей стратегии: пересмотра схем мотивации различных групп сотрудников и схем оплаты труда, программы повышения квалификации, стажировок, ротации персонала, создания кадрового резерва для обучения с целью дальнейшего продвижения.

Службой персонала были составлены списки ключевых сотрудников, в которых компания была наиболее заинтересована: руководители подразделений, наиболее успешные менеджеры по продажам, самые квалифицированные специалисты. Отдельно были отмечены неформальные лидеры — именно они оказывали наибольшее влияние на коллектив. С каждым сотрудником из этого списка были проведены беседы, в которых принимали участие руководители компании и представители службы персонала для выявления настроений, проблем, карьерных и профессиональных интересов, личной заинтересованности в дальнейшем сотрудничестве, отношения к происходящему. Людям рассказывали о перспективах развития компании, новых проектах, возможностях профессионального и карьерного роста, новых интересных задачах, стоящих перед компанией, необходимости проводимых изменений. Это делалось, с одной стороны, ради достижения большего взаимопонимания, а с другой — ради вовлечения сотрудников в деятельность компании. В результате диалога каждый сотрудник почувствовал заинтересованность компании в нем и увидел для себя новые перспективы.

Для отдела продаж были организованы дополнительные тренинги, некоторые сотрудников получили возможность поехать на стажировку за рубеж, кроме того, в компании начали действовать корпоративные курсы английского языка. Все эти перемены были встречены очень положительно: открывшиеся новые возможности отражали пожелания самих сотрудников.

Была разработана и утверждена новая схема оплаты труда для коммерческого департамента. Если раньше менеджеры по продажам получали фиксированный оклад и премию, зависящую от суммарного выполнения плана отделом, то теперь каждый из них, помимо оклада, начал получать определенный процент, зависящий от личных продаж. Это повысило заинтересованность в достижении более высокого результата личных продаж.

Повышение личной заинтересованности менеджеров отдела продаж привело к усилению мотивации в достижении результата, а положительное влияние и личный пример нового руководителя — к стабилизации ситуации в отделе.

Таким образом, в результате продуманных и слаженных действий руководства и службы персонала компании удалось решить поставленные задачи: сохранить не только команду, но и клиентов, а вместе с тем и свои позиции на рынке. Сотрудники, которые остались в компании, не только не потеряли работу, но и получили реальную возможность повысить свою квалификацию и уровень доходов, а корпоративная культура компании упрочила и получила дальнейшее развитие.

Подготовлено специалистами проекта «UzJobs» по материалам Интернет-СМИ


< Назад  


 
Личный кабинет


В активном поиске работы
Саттаров Хаёт Ахатович
Дата рождения:
20.08.1987
Образование: Высшее

Специализация:
• Банковское дело / Управляющий отделения
• Исследовательские проекты / Координатор отдела
• Производство / Заместитель директора

Как сюда попасть? Очень просто!Зарегистрируйтесь на нашем сайте, заполните резюме и воспользуйтесь услугой «Разместить резюме на рекламной площадке». Стоимость услуги указана в
Прейскуранте.








Яндекс.Метрика



 

  О проекте
Пользовательское соглашение
Публичная оферта
  Прейскурант
Как оплатить?
  Пособие кадровикам
Публикации
  Реклама на сайте
Контакты
   

Copyright © 2000 — 2019 SAIPRO