Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
Язык сайта: Рус  Eng 
UzJobs - Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
         
Компании
1035
Вакансии
24
Резюме
3552
Курсы
0
Учебные заведения
31
 

Трудовое законодательство

Поиск среди законов:    

  Рубрики:  
Выдержки из Конституции Республики Узбекистан
Трудовой кодекс Республики Узбекистан
Законы Республики Узбекистан
Постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан
Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан
Приказы и постановления министерств, гос комитетов и ведомств

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 15.09.2014 г. N 263


О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕР ПО ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ

Приложение N 1. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования
Приложение N 2. Положение о порядке выдачи квалификационного сертификата специалиста по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования


В целях дальнейшего совершенствования, повышения адресности и эффективности осуществляемых мер по организации охраны труда работников Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:
• Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования согласно приложению N1;
• Положение о порядке выдачи квалификационного сертификата специалиста по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования согласно приложению N2.

2. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, начиная со второй половины 2014-2015 учебного года, ввести специальный раздел по охране труда в учебные программы по соответствующим техническим специальностям высших учебных заведений.

3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан:
• установить надлежащий контроль за соблюдением органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями требований настоящего постановления;
• обеспечить учет и систематизацию информации об организациях, осуществляющих деятельность в области аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, путем формирования и ведения в централизованном порядке базы данных, включающей сведения об их кадровом составе;
• совместно с Министерством здравоохранения и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить Программу обучения и повышения квалификации по охране труда;
• разработать для применения в деятельности служб охраны труда методические пособия по разработке, принятию и реализации целевых программ по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
• за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан выделить Республиканскому научному центру занятости, охраны труда и социальной защиты населения необходимые средства для приобретения мебели и импортного измерительного оборудования, предназначенных для переоснащения и дооснащения лаборатории факторов производственной среды и трудового процесса.

4. Узбекскому агентству стандартизации, метрологии и сертификации провести в установленном порядке:
• поверку измерительного оборудования, которым оснащается лаборатория факторов производственной среды и трудового процесса Республиканского научного центра занятости, охраны труда и социальной защиты населения;
• аккредитацию лаборатории факторов производственной среды и трудового процесса Республиканского научного центра занятости, охраны труда и социальной защиты населения.

5. Включить Республиканский научный центр занятости, охраны труда и социальной защиты населения в реестр обязательной рассылки статистической информации Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

6. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.

Премьер-министр Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев

ПРИЛОЖЕНИЕ N1
к Постановлению КМ РУз
от 15.09.2014 г. N 263

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА И ТРАВМООПАСНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ


I. Общие положения
II. Проведение аттестации
III. Порядок подготовки к проведению аттестации
IV. Порядок проведения оценки соответствия условий труда требованиям норм, правил и инструкций по охране труда
V. Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест
VI. Порядок оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
VII. Порядок проведения внеплановой аттестации
VIII. Заключительные положения
Приложение N 1. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда
Приложение N 1а. Перечень вредных веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия
Приложение N 1б. Распределение измеряемых химических веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия по рабочим местам
Приложение N 2. Карта условий труда на рабочее место
Приложение N 3. Длительность ежегодного дополнительного отпуска за работу в неблагоприятных условиях труда и особый характер работы
Приложение N 3а. Оценка права на льготное пенсионное обеспечение
Приложение N 4. Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
Приложение N 5. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и гарантий и преференций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам
Приложение N 6. План мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями норм, правил и инструкций по охране труда
Приложение N 7. Заключение государственной экспертизы
Приложение N 8. Протокол итогового (промежуточно-итогового) заседания аттестационной комиссии


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, тяжести и напряженности трудового процесса, травмоопасности оборудования, оформления и использования ее результатов, а также требования к аттестующим организациям.

2. Настоящее Положение является обязательным для всех работодателей - предприятий, учреждений, организаций (далее - предприятия).

3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
рабочее место - место постоянного или временного пребывания работников в процессе трудовой деятельности;
аналогичные рабочие места - рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты;
рабочая зона - пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работников;
нестационарные рабочие места - рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию;
профессиональное заболевание - заболевание, специфичное для данной профессии и приобретенное работником в результате воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психологических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени;
производственная среда - совокупность химических, биологических, физических и социальных факторов, воздействующих на работника в процессе его трудовой деятельности;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными;
безопасные условия труда - состояние условий труда, при котором воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;
производственная деятельность - совокупность действий, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг;
СИЗ (средства индивидуальной защиты) - технические средства (специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты), используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
аттестация рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования (аттестация) - комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах и травмоопасности оборудования, выявления вредных и опасных производственных факторов, а также приведения условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса в соответствие с установленными требованиями законодательства;
аттестационная комиссия - комиссия, созданная решением руководителя предприятия для реализации всего комплекса вопросов, связанных с организацией проведения, руководства и контроля за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования на всех ее этапах;
аттестующая организация - юридическое лицо, отвечающее требованиям для осуществления деятельности в области аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, установленным настоящим Положением, и выполняющее на основании договора гражданско-правового характера измерения факторов производственной среды и трудового процесса и оценку соответствия условий труда требованиям охраны труда.

4. Аттестация проводится для оценки условий труда на рабочих местах и выявления неблагоприятных, вредных и (или) опасных производственных факторов в целях реализации конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, отвечающие требованиям норм, правил и инструкций по охране труда.

5. Результаты аттестации используются в целях и являются основанием для:
• разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями норм, правил и инструкций по охране труда;
• установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с неблагоприятными, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством;
• информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с неблагоприятными, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
• контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
• оценки профессионального риска;
• обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
• подготовки статистической отчетности о состоянии условий труда;
• подтверждения соответствия организации работ по охране труда требованиям охраны труда;
• решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
• рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
• санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями норм, правил и инструкций по охране труда;
• обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников, отнесения производства, учреждений, работ, профессии, должностей и показателей к дающим право на льготное пенсионное обеспечение;
• планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии, в том числе за счет средств фонда по охране труда;
• приведения в соответствие наименований должностей служащих и профессий рабочих с наименованиями, указанными в Классификаторе основных должностей служащих и профессий рабочих и отраслевых тарифно-квалификационных справочниках должностей служащих и профессий рабочих;
• сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии.

6. Аттестации подлежат все рабочие места и профессии:
• с неблагоприятными, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, на которых работникам устанавливаются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством;
• на которых заняты инвалиды;
• указанные в списках производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях;
• зарезервированные для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поиске работы;
• на опасных производственных объектах.

Аттестация рабочих мест, не указанных в настоящем пункте, проводится по усмотрению руководителя предприятия.

7. Правовой основой проведения аттестации являются Конституция Республики Узбекистан, Трудовой кодекс и законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан, решения Правительства Республики Узбекистан, настоящее Положение, Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих, а также санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, строительные нормы и правила, система стандартов охраны труда, нормы, правила и инструкции по охране труда, иные акты законодательства.

8. Периодичность проведения аттестации устанавливается самим предприятием, но не реже одного раза в 5 лет.

Ответственность за своевременное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия.

9. Материалы аттестации являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению 50 лет.

При реорганизации материалы аттестации в полном объеме подлежат передаче правопреемнику реорганизуемого предприятия, в случае ликвидации - в государственный архив в установленном порядке.

II. ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ

10. Аттестация проводится работодателем совместно с аттестующей организацией, привлекаемой работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

11. Аттестующая организация для осуществления деятельности в области аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования должна отвечать следующим требованиям:
• соблюдать Закон Республики Узбекистан "Об охране труда", требования настоящего Положения и иных актов законодательства;
• иметь в штате не менее трех работников, имеющих квалификационный сертификат специалиста по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования и осуществляющих деятельность только в штате данной аттестующей организации;
• иметь в собственности, на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании лабораторию, предназначенную для измерения факторов производственной среды и трудового процесса, аккредитованную в установленном законодательством порядке (далее - аккредитованная испытательная лаборатория);
• обладать справочной базой действующих нормативно-правовых актов по охране труда, а также справочной документацией, необходимой для проведения аттестации;
• обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при проведении аттестации;
• своевременно и качественно выполнять договорные обязательства по проведению аттестации;
• обеспечивать независимость при проведении аттестации;
• предоставлять достоверный отчет об аттестации.

Руководителем аттестующей организации может быть только лицо, имеющее квалификационный сертификат специалиста по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования.

12. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к предприятию, на рабочих местах которой данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Предприятие вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

13. При проведении аттестации предприятие вправе требовать от аттестующей организации:
• документального подтверждения того, что аттестующая организация полностью отвечает требованиям для осуществления деятельности в области аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, установленным настоящим Положением;
• проведения измерений и оценок в соответствии с нормативно-правовыми актами.

14. При проведении аттестации предприятие обязано:
• содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации;
• не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;
• не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 62 настоящего Положения, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

15. При проведении аттестации аттестующая организация:
• определяет методы проведения измерений и оценок на основе нормативно-правовых актов, в том числе настоящего Положения, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
• исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований норм, правил и инструкций по охране труда на предприятии, на рабочих местах которого проводится аттестация;
• запрашивает и получает от предприятия разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;
• отказывается от проведения аттестации в случае непредставления предприятием, на рабочих местах которой проводится аттестация, необходимой документации или отказа предприятия обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию предприятия обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.

III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ

16. Для организации и проведения аттестации письменным решением руководителя предприятия, на рабочих местах которой проводится аттестация, создается постоянно действующая аттестационная комиссия (далее - аттестационная комиссия), а также определяется график проведения работ по аттестации.

В случае необходимости допускается создание аттестационных комиссий по структурным подразделениям предприятия.

17. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются главный инженер (в случае наличия), руководители и работники службы охраны труда, представители профсоюзного комитета или иного представительного органа работников предприятия, представители аттестующей организации.

При проведении аттестации на предприятиях, отнесенных в соответствии с законодательством к субъектам малого предпринимательства, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются руководитель, представители аттестующей организации, а также в случае наличия руководители и работники службы охраны труда, представители профсоюзного комитета или иного представительного органа работников предприятия.

18. Возглавляет аттестационную комиссию руководитель предприятия, на рабочих местах которой проводится аттестация, либо лицо, уполномоченное соответствующим письменным решением руководителя предприятия.

Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются письменным решением руководителя предприятия.

19. Аттестационная комиссия (аттестационная комиссия по структурным подразделениям предприятия):
• организует проведение, руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
• формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативно-правовых и других актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
• формирует предложения по приведению наименований должностей служащих и профессий рабочих в соответствие с наименованиями, указанными в Классификаторе основных должностей служащих и профессий рабочих;
• ознакамливается и подписывает карты условий труда на рабочее место;
• вносит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательств предприятия по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и преференций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
• по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями норм, правил и инструкций по охране труда.

IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ТРЕБОВАНИЯМ НОРМ, ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

§ 1. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам
§ 2. Оценка травмоопасности рабочих мест
§ 3. Оценка обеспеченности работников СИЗ
§ 4. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочих местах


20. Служба охраны труда предприятия подготавливает проект перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
При составлении перечня рабочих мест, подлежащих аттестации:
• отдельно выделяются аналогичные рабочие места;
• указываются факторы производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника СИЗ, которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативно-правовых и иных актов, а также мест проведения этих измерений.

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, должен составляться в разрезе структурных подразделений предприятия.

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, утверждается руководителем предприятия.

21. По каждому рабочему месту указывается:
• уникальный порядковый номер (не более 6 знаков: от 000 001 до 999 999), присваиваемый аттестационной комиссией. Аналогичные рабочие места обозначаются буквой "а" (в конце присвоенного номера добавляется буква "а");
• наименование должности служащего или профессии рабочего и соответствующий код согласно Классификатору основных должностей служащих и профессий рабочих;
• число работников, работающих на данном рабочем месте, в том числе работников-инвалидов;
• продолжительность воздействия соответствующего фактора производственной среды и трудового процесса (в % или часах), либо ставится знак "-" в случае отсутствия на рабочем месте данного фактора производственной среды и трудового процесса.

При этом, в случае наличия вредных веществ (химических факторов) и (или) аэрозолей преимущественно фиброгенного действия и необходимости их измерения, ставится знак соответственно "П1а" и (или) "П1б", а дополнительная информация приводится на отдельных листах по форме согласно приложениям N 1а и N 1б к настоящему Положению.

22. Основным механизмом и источником информации для оценки соответствия условий труда требованиям охраны труда является карта условий труда на рабочее место (далее - Карта условий труда), заполняемая по форме согласно приложению N2 к настоящему Положению.

Карта условий труда является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, установленных гарантиях и преференциях, а также рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест.

23. Карта условий труда заполняется по каждому рабочему месту, включенному в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации. На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта на первое рабочее место из списка аналогичных мест.

24. Оценка соответствия условий труда требованиям охраны труда включает в себя:
• оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
• оценку травмоопасности рабочих мест;
• оценку обеспеченности работников СИЗ;
• комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

§ 1. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам

25. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации.

26. При аттестации оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте.

Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.

27. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности предприятия.

При проведении оценки должны использоваться методы измерений, предусмотренные нормативно-правовыми и иными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения.

28. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится согласно критериям, устанавливаемым Гигиенической классификацией условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

29. Результаты измерений и оценок соответствия условий труда гигиеническим нормативам вносятся в соответствующую строку (подкласс факторов производственной среды и трудового процесса) столбца "Класс условий труда" раздела I Карты условий труда. В частности:
а) на основании присвоенных классов условий труда каждого подкласса факторов производственной среды и трудового процесса присваивается оценка фактору производственной среды и трудового процесса:
• по наиболее высокому классу и степени вредности;
• в случае, если 3 и более факторов относится к классу 3.1, то общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;
• при наличии двух и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4, условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше;
б) на основании присвоенных классов условий труда каждого фактора производственной среды и трудового процесса присваивается общая оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам:
• по наиболее высокому классу и степени вредности;
• в случае, если 3 и более факторов относится к классу 3.1, то общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;
• при наличии двух и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше;
в) при сокращении времени контакта с вредными производственными факторами (защита временем) условия труда могут быть оценены как менее вредные, но не ниже класса 3.1;
г) допускается не отражать в Карте условий труда факторы производственной среды и трудового процесса (подклассы), отсутствующие на аттестуемом рабочем месте.

При этом порядковые номера факторов производственной среды и трудового процесса (подклассов), определенные настоящим Положением, должны быть сохранены.

30. Измерения, проводимые аттестующей организацией, в рамках оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам должны оформляться протоколом измерений. Протоколы измерений оформляются по каждому фактору производственной среды и трудового процесса и являются неотъемлемой частью карты условий труда, подлежащему оценке. В частности:
а) протокол должен содержать следующую информацию:
• полное или сокращенное наименование предприятия, на рабочих местах которого проводится аттестация;
• фактический адрес местонахождения предприятия, на рабочих местах которого проводится аттестация, или его соответствующего структурного подразделения, где непосредственно проводятся измерения;
• идентификационный номер протокола, который должен быть уникальным для данного рабочего места. Система кодирования протоколов определяется аттестующей организацией;
• наименование рабочего места, а также профессии работника, занятого на данном рабочем месте в соответствии с Классификатором основных должностей служащих и профессий рабочих;
• дата проведения измерений и оценок (их отдельных показателей);
• наименование структурного подразделения предприятия, на рабочих местах которого проводится аттестация;
• наименование аттестующей организации;
• сведения об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (дата и номер аттестата аккредитации);
• наименование измеряемого фактора;
• сведения о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);
• методы проведения измерений и оценок с указанием нормативных документов, на основании которых проводятся данные измерения и оценки;
• реквизиты нормативно-правовых и иных актов (вид акта, наименование органа, его издавшего, наименование, номер и дата подписания), регламентирующих предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые уровни (ПДУ), а также нормативные уровни измеряемого фактора;
• место проведения измерений с указанием наименования рабочего места в соответствии с перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации, с приложением, при необходимости, эскиза помещения, в котором проводятся измерения, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) измерений (отбора проб);
• нормативное и фактическое значение уровня измеряемого фактора и продолжительность его воздействия на всех местах проведения измерений;
• класс условий труда по данному фактору;
• заключение по фактическому уровню фактора на всех местах проведения измерений, итоговый класс условий труда по данному фактору;
б) допускается оформление результатов измерений по одному конкретному фактору производственной среды и трудового процесса в одном сводном протоколе для группы рабочих мест;
в) протокол измерений и оценок подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими их, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.

§ 2. Оценка травмоопасности рабочих мест

31. Оценка травмоопасности рабочих мест проводится специалистами аттестующей организации совместно с работниками предприятия.

32. Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются:
• производственное оборудование;
• приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
• соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.

33. Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие объектов, указанных в пункте 32 настоящего Положения, требованиям норм, правил и инструкций по охране труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе:
• требованиям по защите от механических воздействий;
• требованиям по защите от воздействия электрического тока;
• требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
• требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.

34. При оценке травмоопасности производственного оборудования проводится проверка наличия и соответствия нормативным требованиям:
• комплекта эксплуатационной документации;
• средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;
• ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;
• сигнальной окраски и знаков безопасности;
• сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);
• защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий.

35. Оценка травмоопасности производственного оборудования проводится путем анализа технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ, внешнего осмотра производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям законодательства в сфере охраны труда.

36. Оценка травмоопасности инструментов и приспособлений проводится путем внешнего осмотра и проверки соответствия их состояния требованиям законодательства в сфере охраны труда.

37. При оценке травмоопасности производственного оборудования, а также инструментов и приспособлений может проверяться также наличие сертификатов (деклараций) соответствия требованиям безопасности.

38. По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются следующим образом:
1 класс травмоопасности - оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям норм, правил и инструкций по охране труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент);
2 класс травмоопасности - допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям норм, правил и инструкций по охране труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако, это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);
3 класс травмоопасности - опасный (на рабочем месте выявлено одно и более несоответствие требованиям норм, правил и инструкций по охране труда).

39. Результаты оценки травмоопасности рабочего места вносятся в соответствующий раздел Карты условий труда (раздел II).

§ 3. Оценка обеспеченности работников СИЗ

40. Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится специалистами аттестующей организации.

41. Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места.

42. Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется путем последовательной реализации следующих процедур:
• сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
• проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
• проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ;
• оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.

При оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работникам СИЗ.

43. Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований настоящего Положения. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.

44. Результаты обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте вносятся в соответствующий раздел Карты условий труда (раздел III), за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

§ 4. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочих местах

45. Аттестующая организация на основании требований законодательства, а также опроса работников, рабочие места которых аттестуются, подготавливают информацию об установленных законодательством и подходящих к аттестуемому рабочему месту гарантиях и преференциях за работу с неблагоприятными, вредными и (или) опасными условиями труда.

При этом длительность ежегодного дополнительного отпуска за работу в неблагоприятных условиях труда и особый характер работы определяется согласно приложению N 3 к настоящему Положению. Для отдельных категорий работников дополнительный отпуск может быть установлен до 33 дней.

Оценка права на льготное пенсионное обеспечение определяется согласно приложению N 3а к настоящему Положению.

Подготовленная информация вносится в соответствующий раздел Карты условий труда (раздел IV).

46. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:
• класса условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
• класса условий труда по травмоопасности;
• обеспеченности работников СИЗ.

47. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте оформляется в виде заключения аттестационной комиссии, которая отражается в соответствующем разделе Карты условий труда (раздел V).

При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям норм, правил и инструкций по охране труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ, рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "соответствует требованиям норм, правил и инструкций по охране труда".

При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям норм, правил и инструкций по охране труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ, рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "не соответствует требованиям норм, правил и инструкций по охране труда".

48. При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда предприятием, на рабочих местах которого проводится аттестация, незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

49. Аттестационная комиссия по результатам проведенной аттестации составляет:
а) сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению. Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда составляется в разрезе структурных подразделений предприятия;
б) сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и гарантий и преференций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и гарантий и преференций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, составляется в разрезе структурных подразделений предприятия.

В случае, если измерения фактора производственной среды и трудового процесса на рабочем месте не проводились, то графа, соответствующая данному фактору, и строка, соответствующая номеру рабочего места, на котором проводились измерения и оценки, остается пустой (при этом подразумевается, что условия труда по данному фактору на данном рабочем месте соответствуют оптимальным).

50. По результатам аттестации аттестационная комиссия разрабатывает План мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями норм, правил и инструкций по охране труда по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению.

План мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями норм, правил и инструкций по охране труда разрабатывается в разрезе структурных подразделений предприятия.

План мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями норм, правил и инструкций по охране труда утверждается руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников.

51. Материалы аттестации предприятия, на рабочих местах которого проводится аттестация, подлежат государственной экспертизе в органах по труду и социальной защите населения.

Материалы аттестации вносятся в органы по труду и социальной защите населения аттестующей организацией.

52. Государственная экспертиза осуществляется в течение 30 календарных дней с даты внесения соответствующего заявления и является бесплатной.

По итогам рассмотрения орган по труду и социальной защите населения выдает положительное заключение или возвращает внесенные материалы аттестации с указанием причин отказа со ссылками на конкретные нормативно-правовые акты.

Аттестующая организация вправе устранить причины отказа и представить материалы аттестации для повторного рассмотрения не ранее десяти рабочих дней со дня получения письменного уведомления.

53. Порядок проведения государственной экспертизы и выдачи заключения определяется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

54. Государственная экспертиза и выдача заключения осуществляется Управлением охраны труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

Допускается осуществление государственной экспертизы и выдачи заключения Министерством труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главными управлениями по труду и социальной защите населения областей и города Ташкента, если аттестация проводилась на предприятии, общая численность работников которого составляет менее 100 человек.

Заключение оформляется на специальном бланке, имеющем соответствующие степени защиты и изготавливаемом в централизованном порядке Республиканским научным центром занятости, охраны труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению.

Бланк заключения является документом строгой отчетности, имеет учетную серию, номер и степень защищенности. Бланки изготавливаются по заказу типографским способом в Государственном производственном объединении "Давлат белгиси".

55. При получении положительного заключения органов по труду и социальной защиты населения председатель аттестационной комиссии принимает решение о проведении итогового заседания аттестационной комиссии.

Допускается проведение промежуточно-итоговых заседаний аттестационной комиссии для оформления результатов аттестации на отдельных структурных подразделениях предприятия.

56. Итоговое (промежуточно-итоговое) заседание аттестационной комиссии оформляется в виде протокола заседания аттестационной комиссии по форме согласно приложению N 8 к настоящему Положению.

Протокол итогового (промежуточно-итогового) заседания аттестационной комиссии подлежит утверждению руководителем предприятия.

V. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОЧИХ МЕСТ

57. Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20%, но не менее двух, от общего числа аналогичных рабочих мест.

При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок. На аналогичные рабочие места заполняется одна Карта условий труда.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.

58. Аттестация рабочих мест, на которых заняты инвалиды, проводится в порядке, предусмотренном настоящим Положением. При этом в дополнение к Перечню рабочих мест, подлежащих аттестации, составляется перечень рабочих мест инвалидов, подлежащих аттестации.

В рамках проведения аттестации рабочих мест инвалидов:
• оценивается наличие специальных приспособлений для работы инвалидов, оснащенность производственных помещений соответствующими устройствами для лиц, пользующихся инвалидными колясками, лиц с ослабленным зрением и нарушением слуха, а также соответствие рабочей мебели антропометрическим требованиям;
• аттестационная комиссия обязана подготовить документы и справки, выданные в установленном порядке (врачебно-трудовой экспертной комиссией) по группам и причинам инвалидности на каждого работника-инвалида.

59. Предприятия, использующие труд инвалидов, по результатам проведенной аттестации обязаны провести паспортизацию санитарно-технического состояния в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

60. Аттестация нестационарных рабочих мест проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций.

Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем, путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

61. При выполнении на рабочем месте работ, не содержащихся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных письменным решением руководителя предприятия или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии (должности), оценке подлежат все виды работ, выполняемые работником на данном рабочем месте.

VI. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

62. Результаты аттестации оформляются аттестующей организацией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:
• приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
• перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;
• карты условий труда с протоколами измерений;
• сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
• сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и гарантий и преференций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
• план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
• положительное заключение органов по труду и социальной защите населения;
• протокол(ы) итогового(ых) (промежуточно-итоговых) заседания(й) аттестационной комиссии;
• сведения об аттестующей организации, в том числе копии аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

63. Аттестационная комиссия в течение десяти календарных дней с даты поступления отчета об аттестации:
• рассматривает отчет об аттестации и вносит его на утверждение руководителю предприятия;
• знакомит работников, на рабочих местах которых проведена аттестация под роспись с результатами аттестации их рабочих мест;
• подготавливает предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в коллективный договор и коллективное соглашение.

64. В течение десяти рабочих дней с даты поступления отчета об аттестации руководитель предприятия принимает письменное решение о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

65. Материалы аттестации хранятся на предприятии, на рабочих местах которого проводилась аттестация, в течение срока, установленного пунктом 9 настоящего Положения.

VII. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

66. Внеплановая аттестация проводится:
• в случае обращения работника, профсоюзного комитета или иного представительного органа работников с заявлением к руководителю предприятия о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
• по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;
• в соответствии с предписанием, выданным руководителю предприятия органами по труду и социальной защите населения.

67. Результаты внеплановой аттестации оформляются в соответствии с требованиями настоящего Положения, предъявляемыми к аттестации. При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта условий труда с учетом изменений и дополнений.

VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

68. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан осуществляет контроль в области аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования.

Научно-методическим учреждением в области аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования является Республиканский научный центр занятости, охраны труда и социальной защиты населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

Проверки соблюдения аттестующими организациями требований осуществления деятельности в области аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования осуществляются в порядке, установленном законодательством.

69. Ответственность за проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на аттестационную комиссию и персонально на специалистов по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования аттестующей организации.

70. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Скачать Приложения №№ 1, 1а, 1б, 2, 3, 3а, 4, 5, 6, 7, 8 к Положению

ПРИЛОЖЕНИЕ N2
к Постановлению КМ РУз
от 15.09.2014 г. N 263

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО СЕРТИФИКАТА СПЕЦИАЛИСТА ПО АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА И ТРАВМООПАСНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ


I. Общие положения
II. Квалификационные требования
III. Документы, представляемые для получения квалификационного сертификата
IV. Порядок принятия решений о допуске или отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена
V. Порядок сдачи квалификационного экзамена
VI. Рассмотрение апелляций
VII. Порядок выдачи, продления срока действия, переоформления квалификационного сертификата и выдачи его дубликата
VIII. Порядок прекращения действия и аннулирования квалификационного сертификата
IX. Ведение реестра специалистов по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, имеющих квалификационный сертификат
X. Заключительные положения
Приложение N 1. Квалификационный сертификат специалиста по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования
Приложение N 2. Заявление о допуске к сдаче квалификационного экзамена
Приложение N 3. Анкета
Приложение N 4. Акт об отстранении от квалификационного экзамена


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок выдачи, продления, переоформления, прекращения действия и аннулирования квалификационного сертификата специалиста по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования (далее - квалификационный сертификат).

2. Квалификационный сертификат является основанием признания лица, как имеющего специальную подготовку, и определения его соответствия квалификационным требованиям, установленным настоящим Положением, повышения его ответственности за выполнение возложенных на него задач и функций.

3. Квалификационный сертификат дает право физическому лицу работать в качестве работника организации, осуществляющей деятельность в области аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования.

4. Квалификационный сертификат выдается Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан при условии успешной сдачи претендентом квалификационного экзамена по форме согласно приложению N1 к настоящему Положению.

5. Квалификационный экзамен является средством проверки знаний лиц, желающих работать в качестве специалиста по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования (далее - претендент).

6. Квалификационный экзамен организуется и проводится специальной межведомственной экзаменационной комиссией (далее - экзаменационная комиссия).

7. Положение об экзаменационной комиссии, ее состав и регламент работы утверждаются Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

В состав экзаменационной комиссии включаются руководители и работники Управления охраны труда и Государственной правовой инспекции труда, Республиканского научного центра занятости, охраны труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, ГИ "Саноатгеоконтехназорат", Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, а также специалисты, имеющие практический опыт, и ученые в области охраны труда на оплачиваемой основе.

Рабочим органом экзаменационной комиссии является Республиканский научный центр занятости, охраны труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан (далее - рабочий орган), председателем экзаменационной комиссии - первый заместитель министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, заместителем председателя экзаменационной комиссии - директор рабочего органа, секретарем экзаменационной комиссии - первый заместитель директора рабочего органа.

8. За выдачу, продление действия, переоформление квалификационного сертификата, а также за выдачу его дубликата уплачивается сбор в размере, установленном настоящим Положением.

9. К сдаче квалификационного экзамена допускаются претенденты, отвечающие квалификационным требованиям, определяемым настоящим Положением.

II. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

10. Претендент на получение квалификационного сертификата должен отвечать следующим требованиям:
а) наличие высшего технического образования, полученного в высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан, либо высшего технического образования, полученного в образовательном учреждении иностранного государства (при условии прохождения нострификации в соответствии с законодательством), и стаж практической работы (в том числе по совместительству) после окончания высшего образовательного учреждения не менее 3 лет;
либо наличие после окончания высшего образовательного учреждения стажа работы (в том числе по совместительству) в качестве работника производства или службы охраны труда или организации в области охраны труда или санитарно-гигиенической службы или руководителя производственного участка (подразделения), главного инженера, главного механика или главного энергетика не менее 3 лет из последних десяти с высшим нетехническим образованием, полученным в высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан, либо высшим нетехническим образованием, полученным в образовательном учреждении иностранного государства (при условии прохождения нострификации в соответствии с законодательством);
либо наличие ученой степени доктора (кандидата) технических, физико-математических, химических, биологических, геолого-минералогических, экономических, медицинских либо фармацевтических наук, полученной в Республике Узбекистан или в иностранном государстве (при условии прохождения нострификации в соответствии с законодательством);
б) прохождение специального обучения в образовательных учреждениях на основании Программы обучения и повышения квалификации по охране труда.

III. ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО СЕРТИФИКАТА

11. Претендент для получения квалификационного сертификата представляет в рабочий орган заявление о допуске к сдаче квалификационного экзамена по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

К заявлению о допуске к сдаче квалификационного экзамена прилагаются следующие документы:
а) заполненная анкета по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению;
б) заверенная в установленном порядке учреждением, выдавшим документ, либо нотариально удостоверенная копия диплома об образовании или диплома о получении ученой степени кандидата или доктора наук;
либо копия диплома об образовании или диплома о получении ученой степени кандидата или доктора наук, полученного в образовательном учреждении иностранного государства, а также нотариально удостоверенная копия свидетельства уполномоченного государственного органа о нострификации иностранного документа об образовании или ученой степени;
в) заверенная в установленном законодательством порядке выписка из трудовой книжки (при наличии стажа работы по совместительству с записью об этом в трудовой книжке);
г) две фотографии (3 х 4);
д) заверенная в установленном порядке учреждением, выдавшим документ, или нотариально удостоверенная копия документа о прохождении специального обучения и повышения квалификации (который признается действительным, если с даты окончания обучения до даты сдачи документов прошло не более одного года);
е) банковский платежный документ, свидетельствующий об уплате сбора за выдачу квалификационного сертификата в размере минимальной заработной платы, установленной законодательством на момент подачи заявления.
Указанные документы представляются в одном экземпляре. Требование дополнительных документов, не предусмотренных настоящих пунктом, не допускается.

IV. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О ДОПУСКЕ ИЛИ ОТКАЗЕ В ДОПУСКЕ К СДАЧЕ
КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

12. Рабочий орган в пятидневный срок со дня поступления заявления принимает решение о допуске или отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена.
В случае принятия решения об отказе рабочий орган в тот же день письменно уведомляет претендента о принятом решении с указанием оснований для отказа.

13. Рабочий орган отказывает претенденту в допуске к сдаче квалификационного экзамена по причине представления ненадлежащим образом оформленных документов, а также несоответствия претендента квалификационным требованиям, определенным настоящим Положением.

Решение об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена должно быть мотивированным.

14. Претендент, которому отказано в допуске к сдаче квалификационного экзамена, вправе повторно обратиться с заявлением только после устранения замечаний рабочего органа. Для устранения замечаний, послуживших основанием для отказа в допуске к сдаче квалификационного экзамена, претенденту предоставляется срок не более десяти календарных дней.

Повторное рассмотрение документов осуществляется в течение трех календарных дней. За повторное рассмотрение заявления претендента сбор не взимается.
Заявление, поданное претендентом по истечении срока, указанного в решении рабочего органа об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена, считается вновь поданным и рассматривается рабочим органом на общих основаниях.

Претендент имеет право обжаловать в установленном порядке отказ в допуске к сдаче квалификационного экзамена, а также действие (бездействие) должностного лица рабочего органа.

15. Рабочий орган при принятии решения о допуске к сдаче квалификационного экзамена передает списки допущенных к сдаче квалификационного экзамена в экзаменационную комиссию. При этом квалификационный экзамен проводится по мере формирования группы, но в срок не реже одного раза в квартал.

Претенденты, допущенные к сдаче квалификационного экзамена, письменно уведомляются о дате, времени и месте проведения квалификационного экзамена не позднее чем за десять календарных дней до его проведения.

V. ПОРЯДОК СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

16. Претенденты допускаются к сдаче квалификационного экзамена при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Претенденты, не имеющие при себе паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, либо опоздавшие на квалификационный экзамен, не допускаются к сдаче квалификационного экзамена и переносятся в список лиц, допущенных к очередной сдаче квалификационного экзамена.

В случае, если претендент в течение шести месяцев, начиная с даты представления документов в рабочий орган, при его уведомлении в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, не явился для сдачи квалификационного экзамена, представленные документы возвращаются претенденту. Повторное представление документов производится в порядке, указанном в пункте 11 настоящего Положения.

17. Квалификационный экзамен для группы претендентов (не менее 10 человек и не более 50 человек) проводится в два этапа:
• тестирование (в письменной форме в течение 4 академических часов), по результатам которого претендент допускается к письменно-устному экзамену;
• письменно-устный экзамен по экзаменационным билетам (на решение задач и подготовку к устному ответу предоставляется 3 академических часа).

Проведение обоих этапов квалификационного экзамена в течение одного дня не допускается.

18. Тесты, вопросы экзаменационных билетов и варианты правильных ответов разрабатываются экзаменационной комиссией на основе Программы обучения и повышения квалификации по охране труда. Допускается привлечение для разработки тестов и вопросов экзаменационных билетов специалистов и ученых в области охраны труда на платной основе.

Бланки тестов и экзаменационные билеты без подписи председателя экзаменационной комиссии считаются недействительными.

Содержание тестов и экзаменационных билетов с учетом вносимых изменений и дополнений в законодательство периодически пересматривается.

19. Тестирование включает в себя 50 вопросов, отражающих разделы Программы обучения и повышения квалификации по охране труда.

Количество правильных ответов, являющееся основанием для признания результатов тестирования положительными, должно составлять не менее 60 процентов от количества вопросов, содержащихся в экзаменационных тестах.

20. В случае признания результатов тестирования отрицательными, претендент не допускается к сдаче письменно-устного экзамена, при этом представленные документы ему не возвращаются.

21. Экзаменационный билет состоит из пяти разделов, каждый из которых включает в себя теоретические вопросы и/или практические задачи по следующим направлениям:
• законодательство в области охраны труда;
• требования безопасности к технологическим процессам и оборудованию;
• вредные производственные факторы и защита работников от их воздействия;
• средства коллективной и индивидуальной защиты и их применение;
• управление охраной труда.

Ответы по каждой из пяти частей экзаменационного билета (включая решение задач) оцениваются по пятибалльной системе.

Успешно сдавшими экзамен считаются претенденты, получившие не менее 15 баллов по экзаменационному билету.

22. В помещение, где проходит квалификационный экзамен, нельзя заносить телекоммуникационные и технические средства. Во время квалификационного экзамена не разрешается общаться с другими претендентами, мешать процессу квалификационного экзамена. Претендент, нарушивший эти требования, удаляется из аудитории и считается не прошедшим квалификационный экзамен. Удаление из аудитории оформляется актом по форме согласно приложению N4 к настоящему Положению.

23. Посторонним лицам присутствовать на квалификационном экзамене не разрешается.

24. По истечении времени, отведенного на проведение тестирования, претенденты обязаны сдать в экзаменационную комиссию тесты и ответы на них.

Претенденты, нарушившие эти требования, считаются не сдавшими квалификационный экзамен.

25. Результаты квалификационного экзамена объявляются экзаменационной комиссией не позднее трех дней после его проведения.

Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом экзаменационной комиссии и в пятидневный срок после даты проведения квалификационного экзамена передаются в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

26. Письменные работы претендентов по сдаче квалификационного экзамена (тесты, билеты и ответы на них), а также копии протоколов экзаменационных комиссий хранятся у рабочего органа в установленном порядке.

27. Претендентам, не сдавшим квалификационный экзамен, сбор не возвращается.
Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, вправе повторно в установленном порядке представить документы для получения квалификационного сертификата, но не ранее, чем через месяц с даты участия в квалификационном экзамене, при условии повторной уплаты сбора за выдачу квалификационного сертификата.

28. Допускается проведение квалификационных экзаменов на выездной основе в территориях республики в случае числа претендентов 30 и более.

VI. РАССМОТРЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИЙ

29. Претенденты, не согласные с результатами квалификационного экзамена, имеют право подать апелляцию в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан в течение тридцати календарных дней с даты объявления результатов квалификационного экзамена. Апелляция представляется в письменной форме.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан в двухнедельный срок рассматривает поданную апелляцию и о принятом решении письменно сообщает претенденту.

По результатам рассмотрения апелляции принимается одно из следующих решений:
• оставить решение экзаменационной комиссии без изменений и отказать в удовлетворении апелляции;
• отменить решение экзаменационной комиссии и назначить повторный квалификационный экзамен.

30. Решение об оставлении без изменений решения экзаменационной комиссии и отказе в удовлетворении апелляции принимается, если:
• апелляция представлена с нарушением требований настоящего Положения;
приведенные в апелляции доводы не подтвердились.

31. Решение об отмене решения экзаменационной комиссии и проведении повторного квалификационного экзамена принимается в случае проведения квалификационного экзамена с нарушением требований настоящего Положения.

32. В случае принятия решения о повторной сдаче квалификационного экзамена Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан назначает день повторного экзамена для претендента, признанного не сдавшим квалификационный экзамен.

33. Повторная апелляция не рассматривается.

VII. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ, ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ, ПЕРЕОФОРМЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО СЕРТИФИКАТА И ВЫДАЧИ ЕГО ДУБЛИКАТА

34. Квалификационный сертификат является документом строгой отчетности, имеет учетную серию, номер и степень защищенности. Бланки изготавливаются по заказу рабочего органа типографским способом в Государственном производственном объединении "Давлат белгиси". Директор рабочего органа в установленном порядке несет персональную ответственность за надлежащий учет, сохранность и целевое использование бланков сертификатов.

Квалификационный сертификат оформляется с вклеенной фотографией его владельца и имеет юридическую силу на всей территории Республики Узбекистан.

35. Квалификационный сертификат выдается сроком на 5 лет.

36. Квалификационный сертификат оформляется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан в десятидневный срок после получения протоколов экзаменационной комиссии и выдается под роспись в реестре специалистов по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования владельцу квалификационного сертификата либо иному лицу на основании нотариально удостоверенной доверенности.

37. В случае, если претендент в течение трех месяцев с даты оформления квалификационного сертификата добровольно отказался от получения либо не явился за его получением, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан вправе принять решение о прекращении действия квалификационного сертификата.

38. Владелец квалификационного сертификата за три месяца до истечения срока действия квалификационного сертификата, но не ранее чем за 6 месяцев до истечения срока действия квалификационного сертификата представляет в рабочий орган заявление о продлении срока действия квалификационного сертификата по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

К заявлению о продлении срока действия квалификационного сертификата прилагаются следующие документы:
а) заполненная анкета по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению;
б) копия квалификационного сертификата;
в) заверенная в установленном порядке учреждением, выдавшим документ, или нотариально удостоверенная копия документа о прохождении специального обучения и повышения квалификации (который признается действительным, если с даты окончания обучения до даты сдачи документов прошло не более одного года);
г) банковский платежный документ, свидетельствующий об уплате сбора за продление действия квалификационного сертификата в размере 50 процентов минимальной заработной платы, установленной законодательством на момент подачи заявления.

39. Продление срока действия квалификационного сертификата осуществляется при условии соблюдения требований, указанных в пункте 38 настоящего Положения, и успешной повторной сдачи владельцем квалификационного сертификата квалификационного экзамена.

Срок действия квалификационного сертификата продлевается с даты окончания срока действия, указанного на бланке квалификационного сертификата.

40. Срок действия квалификационного сертификата продлевается на 5 лет.

41. Продление срока действия квалификационного сертификата производится в установленном порядке путем проставления специальной отметки на бланке ранее выданного квалификационного сертификата.

В случае, если реквизиты бланка квалификационного сертификата, касающиеся продления срока его действия, заполнены, владельцу квалификационного сертификата выдается новый квалификационный сертификат с ранее выданным номером. Бланк ранее выданного квалификационного сертификата уничтожается.

42. В случае изменения фамилии (имени, отчества) или паспортных данных, владелец квалификационного сертификата обязан не позднее десяти календарных дней со дня получения документов, подтверждающих соответствующие изменения, подать в рабочий орган заявление о переоформлении квалификационного сертификата с приложением квалификационного сертификата, подлежащего переоформлению, и оригиналов документов, подтверждающих соответствующие изменения.

43. Переоформление квалификационного сертификата осуществляется в течение десяти дней со дня подачи владельцем квалификационного сертификата соответствующего заявления, при этом выдается новый бланк квалификационного сертификата с ранее выданным номером и ранее установленным сроком действия. Бланк ранее выданного квалификационного сертификата уничтожается.

44. Взамен утраченного или пришедшего в негодность квалификационного сертификата по заявлению владельца квалификационного сертификата выдается дубликат.

Владелец квалификационного сертификата должен в печати объявить об утрате квалификационного сертификата и представить подтверждение публикации в рабочий орган.

Дубликат квалификационного сертификата выдается под тем же номером и ранее установленным сроком его действия с обязательной надписью "Дубликат" на новом бланке квалификационного сертификата.

Пришедший в негодность квалификационный сертификат подлежит возврату в рабочий орган и уничтожению.

45. За переоформление квалификационного сертификата, выдачу дубликата взимается сбор в размере 50 процентов минимальной заработной платы, установленной законодательством на момент подачи заявления.

VIII. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ И АННУЛИРОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО
СЕРТИФИКАТА

46. Основаниями для прекращения действия квалификационного сертификата являются:
заявление владельца квалификационного сертификата;
• систематическое или однократное грубое нарушение требований законодательства при осуществлении своей деятельности;
• халатность, бездействие владельца квалификационного сертификата, которые привели к тяжким последствиям (смерть работника, получение им тяжких телесных повреждений и т. п.);
• вступивший в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере труда и трудовых отношений;
• решение суда о признании гражданина в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.

При этом однократным грубым нарушением требований законодательства при осуществлении деятельности, являющимся основанием для прекращения действия квалификационного сертификата, признаются:
• сокрытие владельцем квалификационного сертификата фактов нарушений установленных требований по охране труда;
• установление факта передачи квалификационного сертификата другому лицу в целях использования последним этого документа от своего имени;
• участие владельца квалификационного сертификата в качестве специалиста для проведения различных проверок по поручениям контролирующих или правоохранительных органов без соответствующего разрешения (приказа) руководителя организации, в штате которой он состоит.

Действие квалификационного сертификата прекращается с даты принятия решения о его прекращении.

47. Квалификационный сертификат аннулируется в случаях:
• незаконности решения о выдаче квалификационного сертификата;
• факта получения квалификационного сертификата с использованием подложных документов.

Решение об аннулировании квалификационного сертификата действует с даты выдачи квалификационного сертификата.

48. В случае обнаружения оснований для прекращения действия или аннулирования квалификационного сертификата Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан принимает соответствующее решение.

Решение о прекращении действия или аннулировании квалификационного сертификата должно быть мотивировано. Сведения о прекращении действия или аннулировании квалификационного сертификата вносятся в реестр специалистов по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования.

Решение о прекращении действия или аннулировании квалификационного сертификата в пятидневный срок направляется владельцу квалификационного сертификата и организации, в штате которой он состоит.

В течение десяти дней со дня получения специалистом по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования решения о прекращении действия или аннулировании квалификационного сертификата сертификат подлежит возврату в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан для уничтожения.

49. Специалист по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, действие квалификационного сертификата которого аннулировано или прекращено за допущенные нарушения, не допускается к сдаче квалификационного экзамена для повторного получения квалификационного сертификата в течение трех лет с момента его аннулирования или прекращения действия.

IX. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА И ТРАВМООПАСНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИМЕЮЩИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СЕРТИФИКАТ

50. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан ведет реестр специалистов по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, имеющих квалификационный сертификат, в котором указываются:
• дата получения, фамилия, имя, отчество и подпись лица, получившего квалификационный сертификат;
• паспортные данные и место жительства;
• место работы;
• номер, дата выдачи квалификационного сертификата;
• сведения о продлении действия, прекращении действия, аннулировании, переоформлении квалификационного сертификата и выдаче его дубликата.

51. Сведения из реестра специалистов по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования о номере, дате выдачи, переоформлении и прекращении действия, а также аннулировании квалификационного сертификата и выдаче его дубликата могут быть представлены в виде выписок заинтересованным лицам.

X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

52. Специалисты по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования организаций обязаны в течение каждых трех лет, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного сертификата, проходить курсы повышения квалификации в объеме не менее 60 часов по Программе обучения и повышения квалификации по охране труда, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

Курсы повышения квалификации проводятся образовательными учреждениями, имеющими в штате не менее трех специалистов по аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, в целях углубления и обновления теоретических и практических знаний в области охраны труда, обеспечения соответствия профессиональной подготовки их выполняемым задачам и функциям.

53. Сборы, взимаемые в соответствии с настоящим Положением, перечисляются на специальный расчетный счет рабочего органа.

Перечисленные средства используются для содержания и материально-технического развития рабочего органа, покрытия расходов, связанных с проведением квалификационных экзаменов, в том числе оплаты труда и командировочных расходов, изготовлением и оформлением квалификационных сертификатов и бланков заключений государственной экспертизы по результатам аттестации рабочих мест, а также финансирование международных командировок, научных, методологических, прикладных и других разработок в области занятости, охраны труда и социальной защиты населения.

54. Решения по вопросам выдачи, прекращения действия и аннулирования квалификационного сертификата могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством.

Скачать Приложения №№ 1, 2, 3, 4 к Положению

< Назад  
 
Личный кабинет





Яндекс.Метрика



 

  О проекте
Пользовательское соглашение
Публичная оферта
  Прейскурант
Как оплатить?
Контакты
  Пособие кадровикам
Публикации
 

Copyright © 2000 — 2024 SAIPRO