Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
Язык сайта: Рус  Eng 
UzJobs - Работа в Ташкенте, резюме, вакансии. Поиск работы и персонала в Узбекистане.  
         
Компании
1032
Вакансии
40
Резюме
3487
Курсы
0
Учебные заведения
31
 

Публикации

Поиск среди публикаций:    

  Рубрики:   Психология управления | В фокусе - кадры | Советы рекрутера | Мнение экспертов
Отвечаем на вопросы | HR-специалистам на заметку | Женщина и Карьера | Портрет профессии
Рекрутинг в разрезе | Словарь карьериста | Рынок труда и образования
 

Финансовый директор – маэстро денежных потоков

24.01.2013 11:38:41

Сегодня финансовый директор считается ключевой фигурой любой организации. Ни одна серьезная фирма не рискнет работать без данного специалиста. Тем не менее профессия эта сравнительно новая, еще 7-8 лет назад финансовые директора имелись в основном в западных фирмах, пришедших на отечественный рынок. Ситуация кардинально изменилась в рекордно короткие сроки. Так кто же такие финансовые директора, чем они занимаются и почему так необходимы?

Сразу следует сказать, что финансовый директор – это специалист, который играет одновременно три роли: бухгалтера, экономиста и финансиста. И еще недавно у нас финансовым директором назывался «переименованный» главный бухгалтер. Решал он в основном задачи бухгалтерские – вел учет, следил за изменениями соответствующего законодательства, контактировал с налоговыми органами, банками и т.п. То есть, занимался текущими тактическими вопросами. Такая же ситуация была в 80-е годы на Западе. Большинство финансовых директоров крупных и средних американских и европейских корпораций имели бухгалтерскую квалификацию. Но в 90-е годы на Западе роль финансовых директоров существенно изменилась – от них стали требовать не только высокой финансовой квалификации, но и знаний других сфер корпоративного управления. И самое главное, они начали решать стратегические, а не тактические задачи. В результате «портрет» финдиректора сильно изменился. Так что же это за «портрет»? Рассмотрим его подробнее.

Обратимся к определению международному: CFO (Chief Financial Officer) – финансовый директор. Согласно ему CFO – это специалист, который отвечает за осуществление финансовых планов и учетных процедур компании. Он руководит финансовым департаментом, который входит в структуру компании и контролирует такие направления деятельности компании, как: управление активами, планирование и исполнение бюджета, аудит, налоговое планирование, бухгалтерская и управленческая отчетность, управление недвижимостью, страхование и т. д. Финансовый директор координирует финансовую деятельность дочерних структур и обеспечивает представление ими необходимой финансовой информации в едином формате. Он также отвечает за подготовку компании к взаимодействию с инвесторами, кредитными учреждениями и финансовыми консультантами.

CFO обладает следующими должностными обязан­ностями:

- Выступает представителем компании во взаимодействии с банковскими учреждениями, инвесторами, финансовыми консультантами.

- Обеспечивает формирование в соответствии со стратегией развития компании ежегодных финансовых планов и контролирует их исполнение на основе сопоставления фактических и плановых показателей.

- Определяет целевую структуру консолидированного ба­лан­са компании и организует ее реализацию.

- Обеспечивает формирование производственных планов, определяет нормативные показатели издержек в структуре себестоимости и контролирует их исполнение.

- Обеспечивает стратегический и текущий анализ прибыльности/эффективности операций компании в целом и по отдельным структурным подразделениям и управление издержками компании с целью их минимизации.

- Обеспечивает достаточность денежных средств для исполнения текущих обязательств компании.

- Формирует оптимальные схемы финансовых потоков в компании, обеспечивает внутренний контроль за движением денежных средств компании и концентрацией денежных ресурсов, поступлением средств от дебиторов и исполнение обязательств компании перед кредиторами.

- Обеспечивает компанию краткосрочными и долгосрочными заемными ресурсами и капиталом, необходимыми для ведения операций.

- Обеспечивает размещение временно свободных финансовых ресурсов компании, а также оптимальное использование неденежных инструментов компании.

- Формирует и контролирует реализацию программы капитальных вложений компании.

- Формирует и контролирует реализацию кредитной политики компании, включая формирование лимитов на отдельных клиентов и контроль их исполнения.

- Организует аудит деятельности компании и ее структурных подразделений в соответствии с действующим законодательством и потребностями менеджмента.

- Организует на основе стратегии компании разработку комплексной инвестиционной программы и включение ее в бюджет компании. Регулирует весь комплекс отношений с инвесторами.

- Координирует программы набора, обучения и профессионального развития персонала финансового департамента.

Это полный список возможных обязанностей финансового директора, но в реальности его функции определяются задачами, стоящими перед компанией.

Кроме того, следует учитывать, что финансовый директор – это и специалист, и руководитель в одном лице. В его обязанности входит не только управление финансами, но и административные обязанности. То есть, человек может быть отличным финансовым менеджером, контролером, экономистом, но, не владея навыками управления людьми и бизнес-процессами, он не сможет стать хорошим директором. Под руководством финдиректора функционирует финансовый отдел, в составе которого работают разные специалисты: финансовые аналитики, финансовые менеджеры, финансовые контролеры и др. Финдиректор тесно сотрудничает с бухгалтерией, во многих компаниях даже управляет ею. В холдингах финансовый директор замыкает на себе всю информацию о ресурсах и счетах из разных филиалов. Финдиректор также участвует в процессе ценообразования, поэтому поддерживает постоянный контакт с отделом маркетинга. Как мы видим, профессия финансового директора многогранна: в ней тесно связаны финансовые и экономические вопросы, юридические аспекты и тонкости бухгалтерского учета.

Специфика деятельности требует наличия у данного специалиста финансового или экономического образования, кроме того, необходимо знание западных стандартов отчетности и специальных компьютерных программ. Очень ценится диплом МВА в области финансового менеджмента. Самые успешные финансовые директора имеют сегодня, как правило, по два высших образования и степень МВА. Однако, кроме хорошего образования и высокого интеллекта, финдиректору необходимы и особые качества характера. Это прежде всего стратегическое мышление, умение отключаться от «текучки» и мыслить глобально. Затем, умение анализировать огромные объемы информации, гибкость и стрессоустойчивость, способность твердо отстаивать свою позицию. Кроме того, необходимы лидерские и организаторские качества и навыки.

Из всего этого вытекают и основные требования, предъявляемые сегодня работодателями к финансовым директорам:

1. Образование по специальности плюс МВА. Работодатели чаще всего предпочитают специалистов с экономическим или финансовым образованием, полученным в известных вузах. Привлекательным для работодателя является также сочетание двух образований – математического и экономического или финансового.

2. Умение решать стратегические задачи.

3.Опыт работы в компаниях с отлаженными оргструктурами и технологиями работы.Требования о наличии опыта работы в определенной отрасли не столь актуальны. Современные финансовые специалисты достаточно универсальны и могут быстро освоить специфику работы в любой сфере.

4. Хорошее знание иностранного языка.

В заключение необходимо сказать о плюсах и минусах такой должности. Главным плюсом является ее востребованность и дефицитность, а также важным привлекательным фактором является хороший уровень заработной платы. Основной минус – это финансовая ответственность как перед владельцами бизнеса, так и перед представителями налоговых органов. Можно сказать, что это работа для людей с железными нервами. От действий финансового директора во многом зависит положение компании на рынке. Приходится одновременно работать с ценными бумагами, составлять бюджет, оценивать денежные потоки, инвестиционную привлекательность предприятия. Изучив ситуацию на рынке, маневры конкурентов, возможности собственной компании, он принимает верное решение, определяет финансовую политику, разрабатывает эффективный бизнес-план.

Подготовлено специалистами проекта «UzJobs» по материлам Интернет СМИ


< Назад  


 
Личный кабинет





Яндекс.Метрика



 

  О проекте
Пользовательское соглашение
Публичная оферта
  Прейскурант
Как оплатить?
Контакты
  Пособие кадровикам
Публикации
 

Copyright © 2000 — 2024 SAIPRO